sublimation) Теория Фрейда утверждает, что за действиями и поступками всех людей стоят мощные врожденные сексуальные и разрушительные инстинкты (влечения), включ. инцест и убийство. Поскольку общество не может допустить таких угроз своему существованию, оно неизбежно входит в конфликт с индивидуумом. В начальной стадии этот конфликт принимает форму конфликта между ребенком и первыми представителями об-ва, с к-рыми он встречается, - его родителями. В дальнейшем социализирующие требования и запреты, налагаемые родителями, интернализуются ребенком, приводя к интрапсихическим конфликтам. Согласно Фрейду, психич. здоровье состоит в разрешении этих конфликтов путем отведения побуждений чел. от врожденных запретных желаний и направления их в русло более социально приемлемых форм поведения (т. е. их сублимации). Однако эта заместительная активность никогда не дает такого удовлетворения, какое могла бы дать прямая активность. Чел. остается с остатком неудовлетворенного желания, составляющим ту цену, к-рую ему приходится платить за жизнь (и привилегии, к-рыми он пользуется) в цивилизованном об-ве. Альтернативное определение С. состояло в том, что это бессознательное замещение одного поведения другим, поскольку это поведение представлялось не только более удовлетворяющим, но и более опасным. Эта концепция подразумевает, что С. не всегда несет чел. здоровье и выгоды, поскольку может лишать его максимально возможного удовлетворения, когда сильная (но иррациональная) тревога ассоциировалась с желанной целью, к-рая в действительности безопасна и социально приемлема. См. также Совладание (копинг), Защитные механизмы Р. Б. Юэн

СУБЛИМАЦИЯ

форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

СУБЛИМАЦИЯ

Нем.: Sublimierung. - Франц.: sublimation. -Англ.: sublimation. - Исп.: subli-maci?n. - Итал.: sublimazione. - Португ.: sublima?ao.

o Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.

Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

o Термин "сублимация", введенный Фрейдом в психоанализ, вызывает в мысли одновременно "возвышенное" (sublime) (ср. использование этого понятия в изящных искусствах для обозначения величественных, возвышающих нас произведений) и "возгонку" (sublimation) (ср. использование этого понятия в химии для обозначения процедур, непосредственно переводящих тело из твердого состояния в газообразное).

На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества видь! деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: "Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способ-ность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексу-альную, но психологически ей близкую, называется сублимацией" (la).

Даже на уровне простых описаний фрейдовское понятие сублимации нельзя признать достаточно развернутым. Неясно определена область сублимационной деятельности: должны ли мы, скажем, включать в нее всю совокупность мыслительной работы или лишь некоторые формы интеллектуального творчества? Следует ли считать главной чертой сублимации высокую общественную оценку связанных с нею форм деятельности в данной культуре? Включаются ли в сублимацию формы "приспособительной" деятельности (труд, досуг и пр.)? Касаются ли изменения в динамике влечений лишь цели влечений (как долгое время считал Фрейд) или же одновременно и их объекта, как утверждается в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einf?hrung in die Psychoanalyse, 1932): "Мы называем сублимацией такое изменение цели и объекта, при которых принимается во внимание социальная оценка" (2).

При рассмотрении проблемы с метапсихологтеской точки зрения эта неопределенность, по признанию самого Фрейда, сохраняется (3). Это относится также к работам, специально посвященным мыслительной и художественной деятельности (ср. "Об одном детском воспоминании Леонардо да Винчи" ).

Мы не собираемся излагать здесь общую теорию сублимации: ее невозможно построить на основе тех немногочисленных элементов, которые мы находим во фрейдовских текстах. Ограничимся здесь указанием на ряд тенденций фрейдовской мысли, не стремясь к их обобщению.

1) Сублимация затрагивает прежде всего частичные влечения*, особенно те, которые не входят в окончательную форму гениталь-ности: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения" (1b).

2) Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания* сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (ср. психогенные расстройства питания, зрения и т.д.), так и "пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности" (4). Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи.

Новый подход к проблеме открывается понятием нарциссизма* и созданием последней теории психического аппарата. Преобразование сексуальной активности в сублимированную деятельность (обе они устремлены к внешним, независимым объектам) требует, как теперь утверждается, промежуточной стадии - изъятия либидо и обращения его на Я, что и создает возможность десексуализации. Именно в этом смысле Фрейд говорил в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) об энергии Я как о "десексуализированной и сублимированной" энергии, способной распространяться на несексуальные виды деятельности. "Если эта энергия перемещения есть не что иное, как десексуализированное либидо, мы вправе называть ее сублимированной, ибо она сохраняет неприкосновенной главную цель Эроса - объединение и связывание, помогая созданию целостности или тенденции к целостности, столь характерной для Я (5).

Тем самым подтверждается мысль о том, что сублимация тесно связана с нарциссическим измерением Я, а следовательно, объект сублимированной деятельности обладает тем же качеством целостности, которое Фрейд приписывал Я. Очень сходно с этим рассуждение М.Кляйн, которая видит в сублимации тенденцию к возмещению или восстановлению "хорошего" объекта*, раздроблен-"ного разрушительными влечениями (6).

3) Поскольку теория сублимации осталась у Фрейда слабо разработанной, мы располагаем лишь отдельными намеками на то, как следует разграничивать сублимацию и сходные с ней явления - реактивные образования*, торможение при достижении цели*, идеализацию*, вытеснение* и т.д. К тому же, считая способность к сублимации существенным условием успешного лечения, Фрейд нигде не показал ее конкретно.

4) Гипотеза о сублимации высказывалась в связи с сексуальными влечениями, однако Фрейд считал возможной также сублимацию агрессивных влечений (7); этот вопрос изучался и другими авторами.

Сублимация -часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли.

СУБЛИМАЦИЯ

SUBLIMATION)

Психический процесс, определяемый Фрейдом двояким оброзом. Впервые обоснованной теоретически в 1905 году, сублимация рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от своих первоначальных целей и объектов в сторону социально более значимых. Тем самым предполагалось наличие в структуре психики постоянно действующего вытеснения. Изначально Фрейд полагал, что все поведение проистекает из либидинозных влечений и усиливается ими, при этом цель либидинозного влечения нередко противоречит требованиям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Подобные гипотетические построения представляют собой попытку обосновать существование социально значимых, внешне несексуальных и неконфликтных видов деятельности - художественного творчества, труда, познания и т.п.

В основу первого определения сублимации положены следующие два момента:

1) аналогия с химическим процессом и

2) поэтическая метафора гордости, величия, возвышенности, противоположных низменному или ничтожному. Таким образом, социально ценное поведение отражает "очищенный" и более "сублимированный" вариант изначально "низменного" влечения. Фрейд изначально рассматривал сублимацию как превращение инстинктивного влечения, позднее - как функцию Я, как особую форму защиты.

В своей первой формулировке это понятие вызвало огромную критику (Bernfeld, 1931; Glover, 1931; Jones, 1941; Kubie, 1962). Определение основывалось на ценностном суждении о социальной желательности данного поведения, сомнительном подходе к дефиниции психического процесса. Даже если синтонность Я заменить социально ценными целями (как предлагал Бернфельд), исправленное определение по-прежнему не позволяет провести различие между сублимацией и функцией Я, которая стала "сексуализированной" и используется как защита характера. Такое определение не учитывает также степень вторичной автономии (термин Гартманна), которую приобретает поведение из своего первоначального, предположительно инстинктивного источника. Наконец, это определение оставляет в стороне сублимацию агрессивных влечений.

Второе определение Фрейда оказалось более абстрактным, включающим в себя теоретически подразумеваемую (но клинически не наблюдаемую) десексуолизацию психической энергии. В этой формулировке сублимация становится путем формирования черт характера, а еще позже - необходимым концептуальным инструментом для осмысления того, что Фрейд считал крайне важными преобразованиями либидо в процессе развития. В этом смысле сублимация рассматривалась Фрейдом как центральный механизм десексуализоции либидо или как энергетический базис идентификации. Таким оброзом, вторая попытка определения сублимации, столь явно отличающаяся от первой, отражает приверженность Фрейда идее о принципиальной важности понятия "психическая энергия" в теоретических представлениях, выраженных в его метапсихологии.

Гартманн также попытался переформулировать понятие сублимации в чисто энергетических терминах. С его точки зрения, сублимация "относится к психическим процессам, изменяющим способы проявления энергии - от инстинктивного по направлению к неинстинктивным" (Hartmann, 1955, с. 223). Таким образом, сублимация приравнивается либо к нейтрализации либидинозной или агрессивной энергии, либо к неинстинктивной, врожденной нейтральной энергии, которой располагает Я. Следует отметить, однако, что концепция трансформации психической энергии, подвергаемая особо активной критике, в значительной степени утрачивает свою доказательную силу в свете эмпирически подтвержденных данных о взаимодействии таких компонентов, как дериваты влечений, идеационное содержание, защиты, аспекты совести (Сверх-Я) и оценка реальности.

Постулируя врожденную первичную самостоятельность психического аппарата, Гартманн имплицитно признает, что нет надобности предполагать, что все поведение первоначально имело сексуальные или агрессивные цели. Следовательно, не обязательно привлекать идею о некой трансформации, такой, кок сублимация, для объяснения всех проявлений несексуального и неагрессивного поведения. Так, например, нет надобности предполагать, что использование зрительного восприятия для получения полезной информации должно привести к сублимации вуайеризма или скопофилического инстинктивного влечения.

С клинической точки зрения, соответствующие феномены представляют собой формы поведения, которые имели когда-то сексуальные или агрессивные цели, но затем изменились, в результате чего их цели не являются ни эксплицитно сексуальными, ни эксплицитно агрессивными, но являются социально приемлемыми (если не полезными), удовлетворительными на сознательном уровне, а также скорее адаптивными и гибкими, нежели компульсивными. Термин сублимация вне связи с понятиями энергии и влечений может использоваться для описания подобных изменений в поведении, оставляя открытой возможность иного объяснения их механизмов, таких, как научение, созревание и взаимопроникновение мотивационных систем.

См. инстинктивные влечения, интернализация, метапсихология, психическая энергия, Сверх-Я, функциональное изменение, характер, Я.

СУБЛИМАЦИЯ

сублимирование) - в психоанализе З. Фрейда - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности - творческую активность. Один из механизмов защиты психологической (=> механизм защитный), снимающий напряжение в ситуации конфликта путем десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы, путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Обеспечивает перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество и пр. Агрессивность может сублимироваться в спортивных играх, эротизм - в дружбе, эксхибиционизм - в ношении броской одежды.

Представляет собой процесс, происходящий с объектом либидо и состоящий в том, что влечение переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Суть здесь - в отвлечении от сексуального. Способностью к сублимации обладают все люди, но многие - лишь в незначительной степени.

Сублимация - единственный адекватный механизм защиты: остальные не способствуют разрешению ситуации, но лишь загоняют ее вглубь, где она "незаметна".

Частный случай сублимации - переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, быстро вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

Вне психоаналитической трактовки термин "сублимация" используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень.

СУБЛИМАЦИЯ

один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

СУБЛИМАЦИЯ

лат. sublime - наверх, вверх). Один из Фрейда механизмов психологической защиты, при котором происходит превращение социально неприемлемого импульса в приемлемый, переадресовка энергии из одного канала в другой. Чаще всего это относится к переключению энергии с примитивных и низменных потребностей на высоко ценимые в обществе проявления деятельности. С. рассматривается как один из наиболее положительных механизмов адаптации личности, индивидуума.

Сублимация

Sublimation). Защитный механизм в модели Фрейда. Он отличается от других фрейдистских механизмов защиты тем, что при нем напряжение действительно может быть снято и устранено путем направления его по другим каналам. Интеллектуальные, художественные, или культурные наклонности могут получить энергию, которая направлялась ранее на сексуальные или агрессивные цели.

Сублимация

sublimation) - в психоаналитической теории это изменение направления импульсов Ид в социально приемлемую деятельность, приносящую человеку удовольствие. Сублимация также является защитным механизмом Эго.

Сублимация

от лат. sublimo - возношу) термин З. Фрейда - защитный механизм личности, влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Сублимация

Один из защитных механизмов по теории Фрейда, когда человек выражает половую или агрессивную энергию косвенными способами, наиболее приемлемыми для общества. Так, различные виды деятельности, включая танцы, юмор, живопись, музыку или даже любовь, могут рассматриваться как сублимированное удовлетворение половых или агрессивных побуждений.

СУБЛИМАЦИЯ

sublimation) - бессознательный защитный механизм, при котором осуждаемые обществом инстинктивные влечения, побуждения и желания модифицируются в социально и личностно приемлемые формы. См. также Механизм защитный. Подавление.

Сублимация

Словообразование. Происходит от лат. sublimare - возносить.

Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

Сублимация

Защитный механизм психики, с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.

Например, энергия вытесненных комплексов может быть сублимирована в творческую активность, общественную и политическую деятельность, хобби, спорт и др.

Этот термин был введен З. Фрейдом. Он соединяет в себе два понятия: "sublime" – "возвышенное", которое используется в искусстве для обозначения величественных, возвышенных произведений и "sublimation" – химическая процедура, состоящая в переводе вещества из твердого состояния в газообразное. Такая семантика слова не случайна, она точно отражает механизм психологической защиты, названный Фрейдом сублимацией. Он назвал так перевод энергии сексуальных влечений на более возвышенные цели с социально приемлемыми формами их удовлетворения. В качестве таковых он выделял художественное творчество и интеллектуальную деятельность, а также шутки, проявления остроумия и др. явления, мгновенно вызывающие разрядку. З. Фрейд выделял следующие особенности этого защитного механизма:

1. сублимация затрагивает частичные влечения, которые не входят в основную форму генитальности за счет подавления извращенных элементов сексуального возбуждения;

2. в основе этого механизма лежит примыкание сексуальных влечений к влечениям самосохранения;

3. сублимация рассматривается как защита особого рода, которая обеспечивает прогрессивное решение конфликтов.

Сквозь призму сублимации Фрейд рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и саморазвитие человечества…

З. Фрейд выделял два основных психических влечения: сексуальное и агрессивное и потому, говоря о разрядке фрустрированных влечений, он не упускал из виду сублимацию агрессивных импульсов. Однако, этот вопрос в психологии изучен слабо. Тем не менее, в жизни мы часто сталкиваемся с такими явлениями.

Например, явление смещенной агрессии, когда она выливается не на объект, вызвавший ее, а на какой-либо предмет: мужчина может пойти колоть дрова после очередной ссоры с женой (вспомним итальянский фильм "Укрощение строптивого").

Позднее Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал З. Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей. Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:

1. чувственный – физическое удовлетворение;

2. эмоциональный – единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу – единение с Христом.

3. созидательный – рождение нового существа, образование новой личности. Рост "внутреннего человека" требует созидательных энергий. В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.

Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: "вертикальном" (внутреннем) и "горизонтальном".

Горизонтальная сублимация. На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.

На эмоциональном уровне – это распространение любви на больший круг людей; на созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности.

В последнее время в психологии происходит все большее расширение понимания этого психического механизма. Его действие распространяется на большой круг явлений, происходит отход от объяснения сублимации только через призму переключения с удовлетворения сексуальной энергии на другие формы. Сублимация понимается как переключение энергии любых психических влечений на другие цели с заменой формы их удовлетворения на более конструктивную, что позволяет снять напряжение, получить разрядку.

Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит. Сам З. Фрейд выделял один из таких защитных механизмов: торможение перед целью.

З. Фрейд писал, что социальные влечения относятся к таким импульсивным влечениям, которые не считаются сублимированными, хотя они и близки к этому. Они сохранили свои непосредственные сексуальные цели, хотя достичь мешает внутреннее сопротивление; они удовлетворяются приближением к удовлетворению и поэтому содействуют установлению особенно прочных и постоянных связей между людьми. Так формируются отношения между родителями и детьми, дружеские чувства, эмоциональные связи в браке и др.

Сублимация

формы деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения, или влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Сублимация (от лат. превозносить) представляет собой защитный механизм психики, который отвечает за устранение внутренней напряженности и перенаправление энергетических потоков на достижение каких-либо высот в определенной сфере деятельности (искусство, поэзия, спорт и т. д.)

Впервые об этом термине общество узнало от З.Фрейда в 20 веке. Изначально понятие сублимации выражало нравственное возвышение . Особое значение процессу сублимации уделяется в детской психологии и психологии творчества.

Этот термин в разных науках трактуется по-разному :

  1. Технология удаления льда вакуумным путем с помощью продуктов питания или биологических компонентов.
  2. Переход вещества из твердого состояния в газообразное.
  3. Способ переноса изображения на различные поверхности (используется в полиграфии)
  4. Переход из либидозной энергии в творческую.

Фрейд в своей теории о сублимации представлял защитный механизм как отклонение от биологических потребностей человека (половое влечение, которое должно перенаправляться на социально приемлемые задачи). Но он рассматривал сублимацию как положительный феномен, так как ее защитные реакции легко снимали внутреннее напряжение индивида.

Очень часто методы сублимации используют в психоанализе. Концепция психоанализа по Зигмунду Фрейду рассматривает понятие о сублимации как вид трансформации внутреннего либидо .

В современной психологии понятие о сублимации может иметь несколько интерпретаций. Но единым остается понятие о том, что она является источником перенаправления нежелательных импульсов и имеет несколько форм.

Пример

  • При хирургических методах лечения можно сублимировать возможные садистские наклонности.
  • Если вы предпочитаете заниматься изобразительным искусством или юмористическими рассказами, то есть возможность сублимирования чрезмерного влечения к занятию любовными утехами.
  • Агрессивные позывы могут быть преображены в значимые увлечения боксом.

Мы видим, что когда человек не может найти разрядку своим естественным инстинктам, он на подсознательном уровне ищет тот вид занятий, который высвобождает данные импульсы.

Для Фрейда любое творчество – это процесс сублимации либидозной энергии в творческие процессы.

Сублимация – это плохо или хорошо?

Каждый тип личности по-разному воспринимает творчество и его конечный итог. Для людей с демонстративной направленностью в творчестве характерно наслаждаться реакцией людей, которые следят за их деятельностью. Интровертам наибольшее удовольствие приносит сам процесс сублимации. Зачастую они не стремятся получить одобрение от окружающих и продолжают работать над несколькими творческими проектами. Но в обоих случаях индивиды действуют по тем же принципам, которые используют в своей сексуальной жизни.

Если же у человека возникают долгожданные серьезные отношения, которые не придают ему чувства гармонии, то он может получить недостающие ощущения от творческих занятий. Если в отношениях полностью отсутствует физическое удовлетворение, то он может абстрагироваться от этого и реализовать себя без сексуальных отношений. В большинстве случаев такие люди не будут менять свои интимные недостатки, и менять что-то в лучшую сторону.

Благодаря равновесию, которое постоянно сохраняется в каждом организме, наша энергия либидо находится под полным контролем. Это дает возможность реализовать свои желания в одной из сфер (творческую или сексуальную) или равномерно распределить ее во всех сферах жизни.

Многие люди опасаются процесса сублимации, и они не проявляют дальнейшего интереса к изучению психоанализа. Но нашлись и те, которые не побоялись допустить правдивость данной теории и в итоге нашли для себя положительные стороны в культурном побуждении личности.

Основа технологии сублимационной печати - процесс термической возгонки твердых чернил. Краска переходит в газообразное состояние и окрашивает носитель. Газообразное вещество проникает вглубь обрабатываемой поверхности и там конденсируется.

Под действием высоких температур поверхность окрашиваемого предмета начинает слегка плавиться. Частицы краски буквально спаиваются с верхними слоями материала. Получается рисунок, устойчивый к механическим воздействиям и стиркам. Печатать таким способом можно практически на любых предметах: интерьерных стойках, флагах, сумках, кружках, дипломах, текстиле.

Если речь о принтах на футболах, то кроме сублимации, есть ряд других способов печати. Обзор популярных технологий читайте в нашей статье.

Впервые сублимационную печать применили на ткани. При сильном нагреве синтетическое полотно становится более рыхлым. На его поверхности, как будто открываются поры, в которые и должны попасть чернила.

У натуральных тканей такого раскрытия пор не происходит. Чтобы рисунок крепко держался, необходимо либо печатать на текстиле, содержащем не менее 60 % полиэстера, либо обрабатывать поверхность специальной грунтовкой (праймером). Если пренебречь подготовкой, то изображение сойдет уже после первой-второй стирки.

Для зонтиков очень важна стойкость принта. Сублимация позволяет получать стойкий рисунок

Виды сублимационной печати

Прямая

Краски нагреваются и смешиваются внутри оборудования. Рисунок наносится непосредственно на готовое изделие. Обычно прямая печать используется для нанесения принта на ткань при изготовлении флагов, штор.

Есть две разновидности этой технологии:

  1. Мокрая. Рабочая поверхность обрабатывается праймером (полиэфирной грунтовкой). С помощью струйного принтера, который наносит сублимационную краску, получается изображение. Используется в массовом производстве для печати крупных партий продукции.
  2. Сухая. Используются бумага и лазерный принтер.

Непрямая (промежуточная)

Другое название технологии - термотрансфер. Это двухфазный процесс, включающий в себя следующие стадии:

  • печать зеркального изображения по силиконизированной бумаге для сублимации;
  • перенос рисунка на изделие с помощью термопресса и термотрансферных чернил.

Технология хороша для мелкосерийного (от 1 шт.) производства. Такая печать может выполняться струйным, лазерным, офсетным, трафаретным способами, а также аппликацией.

Возможность штучного тиража оценят заказчики печати фото на кружках

Оборудование и материалы

Принтер

Сублимационные принтеры выпускают многие известные производители: Canon, Mimaki, Mitsubishi, HP, Epson. При выборе учитывайте:

  1. Размер рисунка. Для кошельков, сумочек и прочего хэнд-мейда достаточно будет принтера формата А4, для печати на одежде - А4 или А3. Чтобы получить рисунок на полноразмерном холсте, потребуется оборудование с доступными форматами А3 или А2.
  2. Наличие СНПЧ (системы непрерывной подачи чернил). В пластиковых баночках этого устройства вмещается на порядок больше чернил, чем в картриджах. Самостоятельная установка СНПЧ лишает владельца оборудования прав на гарантийный ремонт.
  3. Количество цветов. Выбор стоит между 4 и 6 цветами палитры. Четырехцветные принтеры реже забиваются, зато шестицветные выдают более естественное изображение.

Сублимационный принтер MUTOH ValueJet

Чернила, бумага, скотч

Выбор типа чернил зависит от используемого для печати материала: красители для нанесения принтов на кружках и текстиле будут разниться. Играет роль и цветовая гамма изображения. К примеру, чернила Lomond позволяют добиться более яркого рисунка, от краски InkTec. Однако тона будут сдвинуты в красный спектр. Чернила Durafos делают ярче зеленую гамму.

Особенности красителей надо учитывать во время предпечатной подготовки. Тогда же нужно определить степень заливки макета.

Ассортимент сублимационной бумаги еще разнообразнее, чем чернил. Изображение на матовой фотобумаге будет смотреться эффектнее, чем на специфическом аналоге. Так, например, керамику лучше покроет матовая бумага Lomond, а ткань - носитель марки IST. Поэтому важно подобрать расходные материалы под модель принтера и материал, с которым предстоит работать.

Чтобы по контуру изображения не осталось следов чернил, распечатанное изображение обрезается по краю. Картинка крепится термостойким скотчем к рабочей поверхности. Для работы с керамикой можно использовать обычный малярный скотч.

При печати на изделиях со сложной поверхностью без скотча не обойтись

Термопресс

Различают следующие виды этого оборудования:

  • Плоские - для футболок, текстиля, керамической плитки, листового металла, стекла и т. д. Бывают откидными и поворотными. Последние лучше по эргономике.
  • Кружечные и тарелочные. Используются для рисунков на посуде, керамике.
  • Бейсболочные - для печати на головных уборах и нанесения мелких рисунков, например, логотипов.

В кружечных и тарелочных термопрессах посуда нагревается неравномерно, поэтому может лопнуть. Поэтому специалисты заранее прогревают изделие и, поместив в термопресс, постепенно подогревают его до температуры переноса.

Достоинства и недостатки

Среди преимуществ сублимации можно выделить:

  1. Стойкость рисунка к выцветанию и многочисленным стиркам.
  2. Фотографическую четкость отпечатков: можно делать многоцветные изображения со сложной графикой.
  3. Отсутствие этапа промывки форм, при котором используются токсичные растворы. Поэтому сублимационная печать намного экологичнее, чем шелкография или трафарет.
  4. Можно заказывать любые тиражи - крупные и мелкие.
  5. Экономию на обучении персонала. Простота технологии не требует от работников специальной подготовки.
  6. Получение сквозного двустороннего изображения за счет глубокого прокрашивания ткани. Это свойство особенно ценно при изготовлении флагов.

Есть у технологии и недостатки:

  • Необходима вытяжка для удаления неприятного запаха, возникающего в процессе испарения чернил.
  • Если нужен контрастный рисунок, остановите выбор на светлых, однотонных тканях.
  • Текстиль должен на 60 и более процентов состоять из синтетики.
  • Высокая стоимость расходных материалов.
  • Сублимационные принтеры печатают медленнее струйных.

При правильно выбранном материале рисунок будет ярким даже на темном фоне

Сублимационная печать дома

Технология настолько проста, что ее можно реализовать даже дома. Имея навык работы в Photoshop, можно нанести принт на футболку или кружку.

Сублимационные принтеры для печати по ткани отличаются внушительными габаритами - размер примерно как у письменного стола. Кружечные термопрессы значительно компактнее.

Под каждый тип ткани, размер и форму кружки подбирается время выдержки в термопрессе и вид чернил. Для тренировок придется выделить несколько маек и кружек. В результате себестоимость печати существенно возрастает, а качество изображения не гарантируется.

Смотрите видео-эксперимент о том, стирается ли рисунок, напечатанный методом сублимации, с футболки:

Итоги

  • С помощью сублимационной печати получаются ярки и стойкие к внешним воздействиям принты.
  • Лучше всего технология подходит для работы с синтетическими тканями. Натуральный текстиль требует предварительной обработки праймером.
  • Оборудование выбирают исходя из материала, на который нужно нанести рисунок.
  • На сублимационном оборудовании можно работать и дома, однако стоимость печати будет высокой.

Сублимированные продукты — это продовольственные продукты, подвергнутые вакуумно-сублимационной сушке. Их часто берут в походы, так как они очень питательны, хорошо хранятся и занимают мало места. По тем же причинам сублимированные продукты включают в рацион космонавтов на орбите.

Еда космонавтов. Фото: РИА Новости

Что представляет из себя процесс сублимации?

Сублимация продуктов (от лат. sublimo — «возвышать») — это один из методов консервирования. Он представляет собой удаление влаги из свежих продуктов вакуумным способом, что позволяет уменьшить массу в 5-10 раз. Все полезные вещества и вкусовые качества консервируемой еды при этом удаётся сохранить. Сублимированная пища может храниться до 25 лет при температурах от -50 °C до +50 °C.

Какие продукты можно сублимировать?

Сублимации можно подвергнуть:

Молочную продукцию;

Кондитерские изделия;

Приправы.

Что нужно сделать с сублимированной едой перед употреблением её в пищу?

Необходимо открыть и положить продукт в воду, после чего он примет прежний размер. Информация о необходимом количестве жидкости указана на упаковке.

Что о сублимированной еде говорят диетологи?

По мнению диетологов, сублимированная еда полезна. Она хорошо усваивается, и после неё быстро и надолго наступает ощущение сытости. Из-за того, что сублимации подвергаются только свежие продукты высокого качества, такая еда богата микроэлементами и витаминами, а ароматизаторы, красители, консерванты и увкуснители в ней полностью отсутствуют.

Каждый из нас слышал слово «сублимация». Многие для того, чтобы казаться высокообразованными и начитанными, употребляют его в своей речи совершенно неуместно, не понимая значения этого слова. Ни для кого не секрет, что родоначальником этого понятия был З.Фрейд, который применил его в своей концепции искусства. Узнать значение сублимации можно из философского словаря, энциклопедии по психологии и медицине. Разберемся, что означает этот термин простыми словами.



Что такое сублимация?

Сублимация (от латинского «sublimo» – одухотворяю, возношу ввысь) – способность психики человека привлекать и использовать внутренний защитный механизм, связанный со снятием возникающего биологического напряжения, скопившейся нерастраченной энергии посредством ее трансформации, преобразования в созидательную, активную, творческую, позитивную, социально приемлемую деятельность.

Когда говорят, что человек сублимирует свою энергию, это означает, что он переключается с физических и биологических потребностей на достижение социально значимых и культурных целей. Понятие сублимации включает в себя следующие компоненты:

  • перенаправление энергии с желания достичь низменных целей на достижение высоких, одобренных обществом целей (от сексуальных потребностей, инстинктивных человеческих желаний к творчеству, духовности);
  • эмоциональную перестройку человека;
  • психологическое раскрепощение, освобождение от биологических инстинктов;
  • трансформация скопившейся энергии в приемлемый обществом вид человеческой деятельности.




Психоаналитическая теория Фрейда

В конце XIX – начале ХХ века – величайший австрийский психолог и психоаналитик – использовал в своем учении понятие сублимации как первоисточника, первопричины, лежащей в основе всех культурных и художественных творений и произведений. По его мнению, смысл трансформации заключается в том, что физиологические потребности человека, которые являются врожденными, первичными (природное сексуальное влечение) переходят в другие цели, не связанные с сексуальным удовлетворением. Человек переключается на другие виды деятельности, нравственно-положительные, соответствующие моральным нормам и принципам, и получает такое же удовольствие, только плодами перенаправления энергии являются продукты творчества. Фрейд рассматривал сублимацию в качестве исключительно хорошей защиты, способствующей конструктивному поведению человека, востребованной деятельности и поиску социально адаптивного разрешения внутренних противоречий и конфликтов. Сегодня эта концепция стала значительно шире – кроме первичных потребностей, перенаправление энергии распространилось на любые неприемлемые импульсы, нежелательные, травмирующие и негативные переживания, не зависящие от их природного происхождения.

Пример: склонность к садизму трансформируется в общественно полезную хирургическую деятельность, сексуальная похоть – в занятия изобразительным искусством, склонность к агрессии – в занятия боевыми видами спорта, склонность к насилию – в профессиональную деятельность в силовых органах, нездоровый интерес к смерти – в работу патологоанатомами в моргах, вуайеризм – в стриптизерскую деятельность, пироманство – в работу в цирках и организациях, занимающихся созданием праздничных фейерверков и т.д. З.Фрейд применял основные положения этой теории в своей психоаналитической практике.

Сублимация Юнга

Карл Юнг, известный швейцарский психиатр, последователь Фрейда, критиковал фрейдовскую теорию сублимации. Он считал, что сублимация имеет эзотерическое происхождение и относил ее к мистическим явлениям. Юнг придавал этому термину абсолютно противоположное значение, указывая на невозможность научно обоснованного доказательства концепции Фрейда. Юнг не отрицал сексуальной подоплеки в любом виде общественной деятельности, но считал, что человек трансформирует скопившуюся от сексуального неудовлетворения энергию не преднамеренно и принудительно, а бессознательно, и для этого требуются алхимические преобразования – огонь и Первоначальная Материя.




С сублимированием сексуальной энергии связано понятие либидо. Это половой инстинкт, сексуальное влечение, которое имеет психологическое начало. Эта энергия самая мощная и доступная. Когда она реализовывается, то улучшается самочувствие человека, окружающий мир наполняется яркими красками, возрастает творческий потенциал, улучшаются человеческие взаимоотношения. Когда сексуальная энергия трансформируется в творчество, то человек говорит о том, что у него появилась муза, вдохновившая его, – это тот объект, который помог трансформировать неудовлетворенное либидо. В истории можно встретить немало примеров некоторых гениев, которые сознательно отказывались от удовлетворения естественных человеческих потребностей для великих свершений в творчестве (картины Леонардо да Винчи, Ивана Крамского). Но психотерапевты не одобряют подобного поведения с точки зрения физического и психического здоровья.


Демонстрацией самого известного примера сексуальной сублимации является итальянская кинокомедия режиссеров Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа «Укрощение строптивого», где главный герой, которого играет Адриано Челентано, убежденный женоненавистник, привыкший к грубой фермерской работе, колет дрова, высвобождая свою неуемную сексуальную энергию. Для него сексуальной сублимацией является тяжелый физический труд.

Современная трактовка

Современная точка зрения, касающаяся интерпретации понятия «сублимация» состоит в том, что сублимировать означает перенаправлять любые тайные стремления и неодобряемые обществом внутренние импульсы на такие формы поведения, которые поддаются контролю и положительно оцениваются социумом. В основе тайных стремлений и желаний лежит либидо человека.



Когда человека охватывает нежное чувство, когда его влечет к другому человеку, в нем очень часто просыпается какой-либо талант: в написании поэзии, изображении живописи или создании музыкальных произведений. Статистика свидетельствует о том, что все творческие шедевры создавались в тот момент, когда их творцов накрывала волна влюбленности.

  • Необходимо избавиться от внутренней зажатости, раскрепоститься;
  • Нужно работать над собственной креативностью, развивать свое воображение, направлять все усилие на открытие внутреннего потенциала;
  • Концентрация на бессознательном, избавление от комплексов, всего того, что мешает проявиться тайным желаниям;
  • Относитесь к себе с максимальным уважением и любовью, верьте в собственные силы и настройтесь на достижение небывалых высот;
  • Запомните, впитайте это чувство эмоционального подъема, того энтузиазма, который охватывает вас при одной только мысли об объекте вашего желания, доверьтесь интуиции.



Что это с точки зрения науки?

Современная наука трактует понятие сублимации гораздо сложнее и глубже, нежели просто находя ее связь с сексуальными желаниями человека. С научной точки зрения, это защитный механизм человеческой психики. Сублимация позволяет высвободить энергию человека через спорт, науку, творчество, религию. Гениальный режиссер Альфред Хичкок говорил, что единственное его оружие для победы над собственными страхами – это создание творений кинематографии. Энергию можно вложить во что угодно – хоть в мытье посуды, главное, чтобы это занятие приносило моральное удовлетворение. Термин «сублимация», кроме психологии, психоанализа и философии, применяется и в других науках и сферах человеческого знания:

  • Химия (переход твердого вещества в газообразное состояние, не побывав в жидком);
  • Пищевая промышленность (извлечение льда из замороженных продуктов);
  • Полиграфия (перемещение картинки с одной поверхности на другую).

Важно! Человек – загадка для самого себя. Несмотря на все попытки познать себя, ему так и не удалось это сделать.

Сублимация – это помощник в процессе высвобождения дремлющих в человеке творческих сил и направлении их в созидательное русло. Но использовать ее нужно с известной долей осторожности, не отказываясь от своего природного предназначения.