Тягунова Алина Валерьевна

студент 3 курса, факультета психологии, валеологии и спорта КГУ, РФ, г. Курган

E - mail : alinatyagunova @ yandex . ru

Мальцева Лариса Валентиновна

научный руководитель канд. пед. наук, доцент кафедры психологии развития и возрастной психологии КГУ, РФ, г. Курган

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Ст. Холл в 1904 г стал одним из первых исследователей подросткового возраста и определил его как период «бури и натиска». Вслед за ним психологические особенности подростков изучались такими учеными как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, В.С. Мухина и др.

Подростковый возраст или отрочество обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, так как происходит переход от детства к взрослости. Бушуют гормоны, идёт перестройка физиологических и психологических свойств. А так же появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, не только для окружающих, но и для самого стремительно вырастающего подростка. Идёт перестройка не только психики подростка, но и его взаимоотношений с окружающими, которые играют не маловажную роль в жизни отрока.

Подростковый возраст характеризуется появлением новообразования - чувство взрослости, как одной из форм проявления сознания. А особенности самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражаются на поведении.

Л.С. Выготский отмечает как новообразование развитие рефлексии и на её основе самосознания - социального сознания, перенесённого внутрь. Самосознание зависит от культурного содержания среды. Вследствие развития рефлексии происходят не только внутренние изменения личности, но и более глубокое и широкое понимание другого человека .

Проявляются тенденции противопоставлять себя взрослому, требовать уважения и принятия их точки зрении, большое притязание на обладание правами взрослого человека. На самом деле, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. С одной стороны, подросток хочет быть наравне со взрослым и требует этого, с другой стороны, нуждается в его помощи, защите, его оценке и поддержке .

Для подростка уже не достаточно просто выдвижение каких-либо требований, нужна и их аргументация, иначе эти требования не будут исполняться.

Важно учитывать какую позицию занимают родители и другие взрослые, какую тактику они используют в отношении подростка, способны ли они проявлять уважительное отношение. Именно это является критерием количества, интенсивности, резкости возникающих конфликтов между подростками и взрослыми. Взрослый должен быть образцом поведения и деятельности для подростка, помогая ему осваивать новые сферы жизни, разобраться в себе, осознать свои способности, возможности, достоинства и недостатки. Участие в совместном труде формирует ответственность, самостоятельность, внимательность. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни .

Так как подростки очень чувствительны и ранимы, взрослые должны внимательнее относится к ним, и подбирать способы создания доверительных, дружеских отношений. Особенно, потому что, подросток затрудняется сам начинать близкое общение, а необходимость в нём очень велика.

Отношения ребёнка с родителями составляют основу и психического и социального развития. Никто лучше родителей не знает то, что нужно подростку. Многие учёные полагают, что мать - главный воспитатель. Роль отца изучена хуже, но, его влияние на жизнь детей не менее важно, особенно для подростка-мальчика. От отношения отца к девочкам во многом зависит их отношение с противоположным полом в старшем возрасте, формирование женских черт характера. Отцы подталкивают девочек к осуществлению работы по дому, женских обязанностей. Поощряют доверительные отношения с матерью. Влияние на сына отец оказывает тогда, когда обращает внимание на его учебные и профессиональные успехи .

В.С. Мухина отмечает неблагоприятные проявления родительского отношения и воспитания, и их влияние на поведение подростка. В семьях, где присутствует авторитарный стиль воспитания, подросток обладает агрессивной формой поведения, как и в отношении сверстников, так и в отношении взрослых. Подросток думает, что он не может быть подвержен наказанию, поэтому склонен к нарушению общественных норм.

Если родители придерживаются формы воспитания «навязчивая забота», то подростки ограничены в свободе. Следовательно, конфликты будут возникать на основании отстаивания подростком своего права на свободу.

Специально подростки не стремятся к возникновению конфликтов со своими родителями (если такое и случается, то сравнительно редко), в некоторых случаях они даже стараются скрыть запрещённые поступки .

В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его психического и социального развития. Исследования таких ученых как А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Э.Г. Эйдемиллер и др. показывают, что родители могут быть источником возникновения неврозов у подростков .

В основном разрешение конфликтов ложится на плечи взрослых, и поэтому очень важно принять правильную позицию в отношениях с подростком и выбирать гармоничный стиль его воспитания. В наше время в индустриально развитом обществе взрослые не могут уделять больше времени своим детям из-за рабочей занятости. И для подростка существует множество «ловушек», в которые они могут попасть из-за неопытности и особенностей возраста. Поэтому взрослые должны налаживать доверительные отношения с подростком, быть для него примером, помогать правильному взрослению и становлению своих детей.

Данная проблема не теряет своей актуальности, так как гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми очень важны для подростка.

Цель исследования: выяснить существует ли связь между особенностями детско-родительских отношений и социально-психологической адаптацией подростка.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: связь детско-родительских отношений и социально-психологической адаптации подростка.

Нами были выдвинуты 2 гипотезы: 1) существует взаимосвязь между отношением подростка к матери и отцу; 2) существует взаимосвязь между отношением подростка к родителям и его социально-психологической адаптацией.

В нашем исследовании принимали участие 28 подростков 13-14 лет.

Детско-родительские отношения были исследованы с помощью методики ПОР - «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер).

В ходе исследования анализировались средние значения по показателям: «Позитивный интерес», «Директивность», «Враждебность», «Автономность», «Непоследовательность». При сравнении средних значений отношения подростков к матери и отцу, оказалось, что величина их почти совпадает.

Результаты исследования по данной методике показали, что позитивный интерес родителей довольно высок и является доминирующим среди других форм проявления родительского поведения. Это значит, что родители хорошо относятся к детям, интересуются их делами, заботятся о них, доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

При анализе директивности и автономности получилось, что в отношениях подростка с родителями со стороны отца проявляется больше автономности, а со стороны матери - больше директивности. Мама больше контролирует подростка, даёт ему указаний, наказывает за проступки. Отец же проявляет большую независимость от подростка, меньше уделяет времени ребёнку, тем самым даёт больше свободы. Это может быть связано с тем, что отец проводит много времени на работе или просто он предпочитает, как бы находится в стороне, отдавая больший приоритет для воспитания матери.

Параметр «Непоследовательность» находится в средних пределах. Наблюдается различные ответные реакции, на одни и те же поступки, как у отца, так и у матери.

Параметр «Враждебность» имеет низкое значение, что и логично при высоком уровне позитивного интереса.

Далее мы использовали методику диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). На основе значений, полученных при проведении методики, был получен средний уровень показателей по социально-психологической адаптации: «Самопринятие» - 72, «Интернальность» - 61, «Эмоциональный комфорт» - 60, «Адаптация» - 59, «Принятие других» - 59, «Стремление к доминированию» - 52, «Эскапизм» - 16.

По указанным средним значениям можно сказать, что опрошенная группа подростков характеризуется средним уровнем адаптации, принятии других, эмоциональным комфортом, интернальностью и стремлением к доминированию. Хорошо приспосабливаются к изменившимся условиям, комфортно себя чувствуют в условиях, которых находятся. К окружающим относятся с положительным интересом. Ответственность за свои поступки берут на себя. В межличностных отношениях предпочитают доминировать, чем подчинятся.

Высокие показатели по шкале «Принятие себя» означают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку.

Низкий показатель по шкале «Эскапизм» говорит о том, что испытуемые не уходят от решения проблем.

Для выявления наличия связи между адаптацией подростков и показателями детско - родительских отношений был проведен корреляционный анализ и получены следующие коэффициенты корреляции Пирсона.

Взаимосвязь адаптации и детско-родительских отношений с матерью: «Адаптация» и «Позитивный интерес» - 0,39; «Адаптация» и «Директивность» - 0,22; «Адаптация» и «Враждебность» - 0,03; «Адаптация» и «Автономность» - 0,005; «Адаптация» и «Непоследовательность» - 0,07.

Взаимосвязь адаптации и детско-родительских отношений с отцом: «Адаптация» и «Позитивный интерес» - 0,028; «Адаптация» и «Директивность» - 0,19; «Адаптация» и «Враждебность» - 0,03; «Адаптация» и «Автономность» - 0,005; «Адаптация» и «Непоследовательность» - 0,02.

Как видно из представленных данных устойчивых корреляционных связей установлено не было, как в отношении матери, так и в отношении отца. Это возможно по причине небольшой выборки испытуемых. Но такие связи можно считать тенденциями, на основании которых были сделаны следующие выводы.

Была найдена связь между позитивным интересом матери и адаптацией, которая проявляется скорее, как тенденция. Это можно объяснить тем, что хорошие отношения с мамой, её интерес к подростку, способствует эмоциональному комфорту, принятию себя и соответственно лучшей адаптации.

Так же к тенденциям можно отнести и связь между директивностью, как отца, так и матери и адаптацией. Возможно, чем директивнее родитель, тем подростку чаще нужно подстраиваться под его требования и указы. Посредством этого развиваются адаптационные способности.

Для уточнения связи требуется провести дополнительные исследования, увеличив численность выборки.

При исследовании взаимосвязи детско-родительских отношений со стороны матери и со стороны отца был использован корреляционный анализ и получены следующие коэффициенты корреляции Пирсона: «Позитивный интерес» (мама) и «Позитивный интерес» (папа) - 0,42; «Директивность» (мама) и «Директивность» (папа) - 0,37; «Враждебность» (мама) и «Враждебность» (папа) - 0,82 (p = 0,01); «Автономность» (мама) и «Автономность» (папа) - 0,61 (p = 0,01); «Непоследовательность» (мама) и «Непоследовательность» (папа) - 0,72 (p = 0,01).

По полученным результатам прослеживается взаимосвязь между отношением матери и отношением отца к подростку. Чем выше показатели позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности, непоследовательности мамы, тем выше показатели, относящиеся и к папе. Это можно объяснить тем, что подросток воспринимает своих родителей как «единое целое». Качества одного родителя могут проецироваться и на другого. Так же возможно, что зависимость показателей обеспечивается согласованностью единого пути воспитания детей между родителями. Этим же можно объяснить схожесть полученных показателей при исследовании детско-родительских отношений.

Проблемой детско-родительских отношений занимались многие авторы такие как Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Смирнова, Р.В. Бортов. Однако она далека от своего разрешения и нуждается в дальнейшей разработке.

В ходе исследования гипотеза о взаимосвязи между отношением подростка к матери и отцу была подтверждена.

Вторая гипотеза о наличии взаимосвязи между отношением подростка к родителям и его социально-психологической адаптацией подтвердилась частично: три аспекта отношения с родителями (позитивный интерес матери, директивность матери, директивность отца) связаны с адаптацией.

Что бы отношения были гармоничными, доброжелательными и более стабильными, нужно организовать как можно больше точек соприкосновения родителей с подростками, их совместную деятельность и сотрудничество в различных областях, наполнить богатым содержанием их взаимоотношения. Желательно, чтобы первые шаги к налаживанию таких отношений совершал взрослый .

В перспективе мы планируем провести исследование на более многочисленной выборке, чтобы уточнить наличие связи между детско – родительскими отношениями и адаптацией подростка.

Список литературы:

1.Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

2.Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: Когито-Центр (Университетское психологическое образование), 2000.

3.Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003.

4.Казанская В.Г. Подросток. Трудности Взросления. Питер, 2008.

5.Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд., М., 1999.

6.Шаповаленко И.В. Взаимоотношения поколений в семье // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002.

Проблемы подростков с родителями существовали всегда. Наверное со времен самого пещерного человека. Мало кто из родителей понимает, что в этом заключается суть человеческой эволюции. Если бы наши с детьми взгляды во всем совпадали, то тогда бы не было прогресса человечества, и мы так и остались бы на этапе пещерного человека.

Подросток – «мина замедленного действия»

В быстро развивающемся и прессующем нас мире, первые проявления ребенка – подростка начинаются в 9-10-11 лет. Родители видят не их чадо, а совсем другое, неузнаваемое ими. Что беспокоит и тревожит подростка в его взрослении, с какими проблемами ему приходится сталкиваться?

Проблемы и конфликты с родителями

Ведущая деятельность в подростковом возрасте – общение со сверстниками. Их ценности становятся наиболее важными для подростка. Ценности родителей уходят на второе или третье место. Как вы думаете, для чего это транслирует природа? Подростку в будущем придется жить не с родителями, а именно с ними, ему подобными. В этих взаимоотношениях складывается язык, вкусы, способ общения его поколения, отношение к предыдущим поколениям.

Родители подростка считают, что он уже многое умеет, учится, накормлен, одет, обут. Поэтому можно расслабиться, несколько отвернувшись от него, относясь к его ценностям с легким пренебрежением, непониманием, раздражением. Родители меньше разговаривают с подростком, не уделяя ему должного внимания.


Дистанция между ребенком и миром взрослых увеличивается. Подростковые ценности становятся его истиной. Подросток готовится выходить в жизнь. У него много тревог и амбиций. Ценности родителей и подростка абсолютно не совпадают. Ваше влияние на него минимальное, а позже исчезает вовсе. И семья иногда открыто или незаметно начинает отодвигать подростка подальше, чтобы меньше беспокоил. Родители хотят спокойствия, заявляя: «Если он хочет с кем-то общаться, дружить, любить приводи более удобного нам, чтобы не нарушать наше спокойствие. А тех с кем нам неспокойно, не води в дом». Вы автоматически теряете контроль над подростковой средой. Вы перестаете знать круг его общения, о чем они говорят, что их интересует, и что они собираются делать. В семье возникают постоянные конфликты, неспокойная обстановка. Подросток и родители находятся в постоянном стрессе.

Проблема подростка – общение со сверстниками

Может ли он – таков, какой он есть быть среди других, или он должен слиться с массой, только тогда ему будет хорошо. Это очень сложная работа души. Без поддержки взрослых, подросток полностью сливается с группой и ничего сделать нельзя. В результате вместо самости, его уважение к его личности, обозначения его границ, появляется очень одинокий или слившийся человек, спокойно находящийся в группе собратьев, но их разговоры, вкусы, способ жизни ему совсем не нравятся. Подросток должен научиться отстаивать, что нравится ему, дорого ему — это фантастически трудно.

Познание мира

Подросток – существо специфическое с развитой ориентировочной деятельностью. Все, что он видит, притягивает его, туда он и движется. Мир познается одним способом – раскручиванием на винтики. Природная жажда подростка постигнуть строения мира, управлять его составляющими приводит к проблемам.

Физиологические проблемы

Подросток начинает гормонально развиваться, у него появляется возбуждение, он пробует голос, говорит громко, избыточно подвижен, непослушен, появляются эмоциональные всплески, вызывающие неадекватное поведение. Он становится, не очень удобен дома.


Школа — как социальный организм может учить, но не воспитывать. Если в семье ребенку что-то позволительно, то школьное нельзя не работает и наоборот. Влияние семьи сильнее. Ребенок вступает в конфликт ценностей семьи и школы. Он должен выбрать приемлемую модель поведения.

Сложность выбора

Для подростка проблема выбирать состоит во всем, даже хобби, он не знает про что это? В выборе он отталкивается от мнения сверстников: они говорят или они ходили. Родители могут помочь ему в этом: послушав, поговорив, узнав, что ему интересно, начать водить в разные места, давая возможность увидеть, попробовать. Подросток с предъявлением к нему новых требований, или в случае его неудач дает протестную форму – способ защиты. Неумение подростком выбирать и отстаивать выбор — первый путь к неуспеху мужчины.


Родители все были подростками и как-то выросли, не отстраняйтесь от вашего любимого дитя, не страдайте и не заставляйте его страдать, поддержите его.

Отношения подростка с родителями

это может вам помочь Ссоры и склоки - обычное явление в нашей жизни

Отношения подростка с родителями

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми."Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.

Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка.

Но ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. vspace="10" bordercolor="#000000"> Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Французские психологи спрашивали детей от 5 до 14 лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов "роста".

Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что они "большие". Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ". С 11 до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" - значит становиться взрослым.

Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным.

При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Как же появляется эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и учителями?

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

Отношения подростка с родителями

Правда, меняется характер этой зависимости.Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями , который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному "парному" взаимодействию ребенку с родителями . Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь.

Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание.

Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ "Я".

Отношения подростка с родителями

Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание. За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями .

Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность.

Отношения подростка с родителями

Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым "Я". Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и "отменить" эффект прошлого опыта невозможно. Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями , необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями.

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких "ипостасях": как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется. Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители, или на какие-то другие.

Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, та и для девочек.

Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д.

В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты. Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не заботятся об этом.

Отношения подростка с родителями

Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т Фроловой московских девяти- и десятиклассников надеялись, что их желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что осуществить это желание - дело родителей ("купят родители"). Поведение и запросы этих старшеклассников практически автономны, поскольку желания приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10 процентах случаев. Тем не менее, дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополнительными.

"Значимость" для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старшим. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как и ты? Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Оливковое масло Оливковое дерево в Древнем Египте считалось символом чистоты и мира, но также оно несет большую пользу для здоровья - оно нормализует давление, работу сердца и пищеварительного тракта

Основным институтом социализации детей и подростков является семья, а наиболее значимыми взрослыми – родители. Родители для детей и подростков выполняют массу важнейших психологических функций :

  1. Источник эмоционального тепла и поддержки;
  2. Директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;
  3. Образец для подражания;
  4. Источник жизненного опыта.

Главной особенностью взаимоотношений подростков с взрослыми является их крайняя противоречивость .

С одной стороны, зарождение у подростка «чувства взрослости», как уже отмечалось, приводит к возникновению у него стремления к самостоятельности и независимости и признанию окружающими его права быть самостоятельным. Во взаимоотношениях с взрослыми это стремление проявляется в форме эмансипации, протеста подростков против опеки и контроля со стороны взрослых, против отношения к нему «как к маленькому»: из позиции подчинения старшим подросток стремится перейти в позицию равенства . Именно на этой почве наиболее часто возникают конфликты подростков и родителей, отчуждение подростков от взрослых, критичное отношение к ним, противопоставление себя взрослым . «Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. … Разные формы протеста и неподчинения подростка – средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых» .

С другой стороны, подросток, ощущая себя таким же членом общества и семьи, как и взрослые, стремится к равноправным отношениям с родителями . Чувство взрослости подростка приводит и к тому, что «взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке» . Но для установления таких отношений подросток продолжает во многом ориентироваться на взрослых, и равноправие рассматривается им как приобщение к уже существующему миру взрослых . Поэтому, как уже отмечалось, нередко стремление подростка самому стать взрослым проявляется в его подражании поведению окружающих взрослых.

С третьей стороны, у подростка сохраняется остро выраженная потребность в любви, внимании, защите, помощи и поддержке со стороны родителей . Без такой поддержки подростки чувствуют себя слабыми, беспомощными и незащищенными. В подростковом возрасте эмоциональная поддержка со стороны родителей «особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях» .

Со стороны взрослых , как правило, сохраняется прежнее отношение к подростку, как к ребенку. Подросток продолжает оставаться школьником, находиться в полной материальной зависимости от родителей, многие черты подростка остаются детскими, незрелыми. К тому же и у взрослых сохраняется привычка направлять и контролировать ребенка . Поэтому родители в большинстве не замечают необходимости переменить свое отношение к нему. Однако такая необходимость существует, ведь подросток приближается к взрослой жизни, и задача взрослых – помочь ему осуществить этот постепенный переход от детства к взрослости и быть готовым к взрослой жизни.

Обычно подростки, движимые чувством взрослости, сами проявляют инициативу к изменению отношения родителей к ним. Задача родителей – не игнорировать требований подростка, а помочь ему стать взрослым и самостоятельным.

Если же этого не происходит, в отношениях между взрослым и подростком возникают конфликты : «Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. … При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. … Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку. … Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. …Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него» .

Таким образом, конфликты между подростками и взрослыми не являются неизбежными : «непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми» .

Оптимальной позицией родителей по отношению к подросткам считается сотрудничество: «отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских – или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества складываются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, моральноэтическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания» .

Следует подчеркнуть, что даже в условиях неоптимальной позиции взрослых, при наличии конфликтов в отношениях между подростками и родителями, «большинство родителей продолжает влиять на своих подросших детей, а те в большинстве случаев сохраняют любовь, преданность и уважение к родителям » .

Несмотря на то, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростков, отношения с родителями не менее важны для подростков, чем отношения со сверстниками : «в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов» . Эта закономерность подтверждается результатами эмпирических исследований: «Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать … В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» – и те и другие поставили на первое место мать. … Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию» .

В то же время современные семьи в 90% случаях характеризуются скорее неблагоприятным психологическим климатом, в 70% случаях – выраженными дефектами воспитания. По результатам современных исследований, отношение родителей к подросткам в основном безразличное, для него характерен невысокий уровень требований и контроля, которые сменяются строгостью и санкциями лишь в случаях «чрезвычайных ситуаций»; характерна отстраненность родителей, особенно отцов, от воспитания детей и подростков . Это связано с отсутствием общепринятой идеологии в современном обществе и с повышенной занятостью родителей.

В результате потребности современных подростков в любви и эмоциональной поддержке семьи оказываются неудовлетворенными. А неудовлетворение столь важных потребностей, в свою очередь, приводит к нарушением психологического развития и социализации подростков : «На международном симпозиуме «Дети улицы» в Санкт-Петербурге в 1998 г. педагог и психолог А.А. Реан сообщил: «Исследования показали, что у абсолютного большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность уважении, принятии и любви. Насколько она важна, легко увидеть, она входит в пятерку базовых, наряду с физиологическими (еда, питье, сон и т.п.) и потребностью в безопасности. Школа или семья, в которой блокируется возможность удовлетворения потребности ребенка в принятии и уважении, «выталкивает» его на улицу». … Создается впечатление, что у российского социума оказалась блокированной способность к сопереживанию, сотрудничеству и самоорганизации в такой важнейшей для общества сфере, как поддержка Миром Взрослых – Мира Детства» .

С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями.

Так, Э. Фромм (1992), исследуя проблему становления личности в современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с характера родителей и развивается в ответ на их характер.

К.Хорни (1993) полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной враждебностью). В данном случае у ребенка развивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир, приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен. Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад характера.

Э. Эриксон (1993) установил зависимость личностных особенностей ребенка от его отношений с родителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон отмечал, что в подростковом возрасте формируется идентификация личности или спутанность ролей , когда перед ребенком встает задача осмыслить его различные социальные роли (сына или дочери, ученика, друга и т.д.) Выработанные на предыдущих стадиях положительные качества значительно повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию. У недоверчивого, стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией.

А. Адлер (1995) видел причины невроза в особенностях детского развития. Понимая невроз как нарушенный стиль жизнь, Адлер считал одной из основных причин его формирования неправильное воспитание ребенка. Он указывает на две крайности в воспитании: вседозволенность и отвергание ребенка, лишение его необходимой поддержки, в результате чего у ребенка формируется нереалистичное представление о своем “Я”, чувство неполноценности и стремление к его компенсации.

К. Юнг (1995) в своей работе указывает на решающую роль семьи и родителей в формировании личности ребенка. Как считает Юнг, “нервные и психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны, можно сказать, исключительно на нарушениях психической сферы родителей” . По мнению Юнга, на развитие у ребенка нервной патологии сильное влияние оказывают психическое состояние, проблемы и образ жизни его родителей, а также атмосфера в семье и методы воспитания. Родители почти всегда являются “либо прямыми инициаторами невроза у ребенка, или по крайней мере его важнейшими компонентами”

Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений, которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка (В. Сатир, 1992; Ф. Райс, 2000; А.С. Спиваковская, 1988; Э.Г.Эйдемиллер, 1994; А.Е. Личко, 1983; Е.Т. Соколова, В.В. Столин, 1989; и др.).

В. Сатир (1992), обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей – «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны – и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия».

По наблюдениям В. Сатир, «проблемные» семьи всегда характеризуются низкой самооценкой; ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, ненаправленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

Для «зрелых» семей характерны следующие особенности: высокая самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.

Ф. Райс (2000) приводит выделенные разными авторами особенности семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в подростковом и юношеском возрасте:

1. Заинтересованность и помощь родителей . Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать . Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

3. Любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях. Положительные аффекты связаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

4. Признание и одобрение со стороны родителей .

5. Доверие к ребенку . Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуации , когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели приобретают иные интересы и иную точку зрения.

7. Руководство со стороны родителей . Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

8. Личный пример родителей : способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

                А.С. Спиваковской (1988) были выделены различные типы взаимоотношений в семье и установлено их влияние на формирование особенностей личности подростка, возникновение у него тех или иных проблем. В исследовании было выделено 7 типов семейных отношений:

    «Вулканическая семья» , в которой эмоциональная атмосфера пульсирует между крайними полюсами. Дети в таких семьях испытывают значительные эмоциональные перегрузки.

    «Семья-санаторий », в которой постепенно ограничивается круг общения, супруги стараются удержать детей возле себя. Мелочная опека, чрезмерный контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей являются характерными особенностями таких семей. Дети в таких семьях испытывают нервные и физические перегрузки, становятся тревожными и эмоционально зависимыми. При повышенном контроле и опеке в подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.

    «Семья-крепость », в основе которой лежат представления об угрозе окружающего мира. Любовь к ребенку приобретает условный характер, он становится любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него обязанности. Родители стремятся поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. В ребенке развивается неуверенность в себе, безынициативность, протестные реакции, упрямство, негативизм.

    «Семья-театр» - стремится сохранять видимость благополучия. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке, не спасает его от острого чувства одиночества; между родителями и детьми отсутствует истинная близость.

    Семья – «третий лишний ». В данном типе семьи родительская роль воспринимается как помеха супружескому счастью; отношение к ребенку – скрытое непринятие. В ребенке формируются неуверенность в себе, безынициативность, чувство неполноценности, зависимость и подчиняемость родителям, которая тяготит взрослых

    «Семья с кумиром» : забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание родителей уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности; у него утрачивается активность, ослабляются побуждения.

    «Семья-маскарад»: из-за различного понимания ценностей родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок, что может привести к растерянности ребенка и расщеплению его самооценки.

Э.Г Эйдемиллер (1976, 1994) выделяет две группы причин, вызывающих тот или иной тип семейных отношений, в зависимости от личностных особенностей родителей.

    Отклонения личности самих родителей – акцентуации и психопатии, которые часто предопределяют различные нарушения в воспитании.

При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции (когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуютс им и не контролируют его), недостаточному удовлетворению потребностей ребенка, пониженному уровню требований к нему.

Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания.

Демонстративно-компенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия часто предрасполагает к противоречивому типу воспитания – демонстрируемой любви и заботе о ребенке при зрителях и эмоциональному отвержению в их отсутствие.

    Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания ребенка. Было выделено 8 подобных источников нарушений воспитания.

    Расширение сферы родительских чувств – обусловливает такие нарушения воспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь».

    Предпочтение в подростке детских качеств – обусловливает стиль воспитания «потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

    Воспитательная неуверенность родителя – обусловливает потворствующую гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень требований к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место», которое может быть обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других случаях на формирование этой особенности могли повлиять отношения родителя с его собственными родителями: дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.

    Фобия утраты ребенка – обусловливает потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. Родители испытывают повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличивают свои представления о «хрупкости», болезненности ребенка. Источники такого отношения – долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелые заболевания.

    Неразвитость родительских чувств – может обусловливать такие нарушения воспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, либо личностные особенности родителя, например, шизоидность.

    Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств – обусловливает эмоциональное отвержение или жестокое обращение с ребенком. Причиной такого отношения часто бывает то, что родитель как бы видит в ребенке черты характера, которые не хочет признать в самом себе.

    Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания – может обусловливать противоречивый тип воспитания, который представляет собой сочетание потворствующей гиперпротекции со стороны одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же – склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу.

    Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола – обусловливает либо потворствующую гиперпротекцию, либо эмоциональное отвержение.

По мнению А.И. Захарова (1991), личностные особенности родителей позволяют судить о характере семейных отношений и отклонениях в воспитании детей, а по отклонениям в воспитании и семейным конфликтам можно предположить наличие определенных личностных проблем у родителей. В данном исследовании была показана связь между возникновением невроза у ребенка и особенностями личности матери, влияние личностных черт родителей на тип воспитания. Были выделены неблагоприятные особенности личности родителей, дети которых страдали различными неврозами:

    Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность «все принимать близко к сердцу», легко расстраиваться и волноваться.

    Недостаточная степень самопринятия, порождающая неуверенность в себе.

    Тревожность – склонность к беспокойству, непереносимость ожидания, неизвестности.

    Внутренняя конфликтность – противоречивость чувств и желаний, моральный дискомфорт, психическая напряженность, проблемы самоконтроля.

    Эгоцентризм как реактивная сосредоточенность на своей точке зрения, своих проблемах в ущерб отзывчивости, душевной щедрости и способности к сопереживанию.

    Негибкость – несвоевременность принятия решений, трудность выбора альтернатив, подверженность стереотипам, фиксация на прошлом опыте, затруднения в принятии и выполнении ролей.

7. Гиперсоциальность – завышенное, часто гипертрофированное чувство долга, обязанности, чрезмерная принципиальность, невозможность компромиссов.

                В исследовании А.Е. Личко (1983) было показано, что одной из причин, способствующих формированию приобретенных психопатий, особенно у подростков с акцентуациями характера, является неправильное воспитание. Были выделены следующие типы неправильного воспитания:

    Гипопротекция – характеризуется недостатком опеки, контроля, заботы, внимания к делам, интересам, духовной жизни ребенка. Крайней формой проявления гипопротекции является безнадзорность, заброшенность ребенка, отказ от удовлетворения его насущных нужд. Такое отношение родителей особенно неблагоприятно при неустойчивой и конформной акцентуациях, а также при гипертимной, эпилептоидной и лабильной.

    Доминирующая гиперпротекция – выражается в чрезмерной опеке, мелочном контроле за каждым шагом подростка, что вырастает в систему запретов и бдительного наблюдения. Ребенок с раннего возраста лишается возможности учиться на собственном опыте, не приучается к самостоятельности, в нем подавляется чувство ответственности и долга. У гипертимных подростков данный тип воспитания приводит к резкому обострению реакции эмансипации. У подростков с психастенической, сензитивной и астеноневротической акцентуацией усиливаются астенические черты – несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

    Потворствующая гиперпротекция . Крайним проявлением этого типа воспитания является то, что ребенок становится «кумиром семьи». Родители постоянно контролирут ребенка, стремятся оградить его от малейших трудностей и неприятных обязанностей. Присутствует чрезмерное покровительство, восхищение мнимыми талантами и преувеличение действительных способностей ребенка. Дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. Это культивирует эгоцентрическое желание быть в центре внимания окружающих, слышать разговоры о себе, с легкостью получать все желаемое. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Подросток, стремящийся быть лидером, пользоваться вниманием сверстников, вызывать у них восхищение, оказывается, в то же время, неспособным осуществлять лидерские функции, подчинять себе других, руководить. Данный тип воспитания приводит к усугублению истероидной акцентуации, способствует появлению истероидных черт при лабильной, гипертимной, реже – при шизоидной и эпилептоидной акцентуациях.

    Эмоциональное отвержение – при таком типе воспитания ребенок постоянно ощущает себя обузой в жизни родителей. Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители тяготятся ребенком, не признаваясь себе в этом. Подавленное эмоциональное отвержение обычно гиперкомпенсируется подчеркнутой заботой, утрированными знаками внимания. Однако ребенок чувствует формальность такой заботы и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла. Отвержение тяжело сказывается на лабильной, сензитивной и астеноневротической акцентуациях.

    Условия жестоких взаимоотношений обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Такое воспитание способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию подобных черт на основе конформной акцентуации.

    Повышенная моральная ответственность : родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, способностей и талантов. Ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и реальным возможностям. В таких условиях заостряются черты психастенической и сензитивной акцентуации.

    Потворствующая гипопротекция представляет собой сочетание недостаточного родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Такое воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты.

    Воспитание в атмосфере «культа болезни» . Болезнь ребенка становится центром, на котором фиксировано внимание семьи. Это приводит к инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, появляется истерический способ реагирования на трудности.

    Противоречивое воспитание . В таких случаях члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют подростку противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют либо открыто конфликтуют друг с другом.

    Воспитание вне семьи . Ребенка воспитывают не родители, а другие родственники, воспитатели, репетиторы и т.д.

По мнению Е.Т. Соколовой и В.В. Столина (1989), существует несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к подростку.

    Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужа: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. В менее грубой фоме подобное отношение проявляется в присвоении сыну статуса «главы семьи».

    Гиперопека и симбиоз характеризуются навязчивым желанием матери удержать, привязать к себе подростка, лишить его самостоятельности из-за возможного несчастья в будущем. В этом случае преуменьшение реальных способностей ребенка приводит к максимальному контролю и ограничениям со стороны родителей, желанию делать все за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка». Результатом подобного воспитания является «зачеркивание реального ребенка, регресс и фиксация на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним».

    Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. Неудовлетворяющее родителей поведение ребенка наказывается тем, что ребенку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают своего недовольства неправильным поведением ребенка, а просто не разговаривают с ним, игнорируют. У гипертимных подростков подобное отношение вызывает бессильное чувство ярости, вспышки агрессии, за которыми стоит «желание доказать свое существование». В таких случаях родитель «идет на мировую» или путем ответной агрессии (физических наказаний) пытается преодолеть стену отчуждения между собой и ребенком. У сензитивных подростков подобное поведение родителей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Чтобы вернуть родительскую любовь, подростку приходится сверхограничить собственную индивидуальность, достоинство, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесценивания «Я» подростка, сохранения примитивной привязанности родителей к нему.