С приближением Нового года вопрос оформления стола и дома становится одним из самых актуальных. Так хочется, чтобы декор был особенным, чтобы даже елочные украшения вызывали восторг у домочадцев и гостей, но, кажется, уже все перепробовано и воплощено в жизнь раньше…

Но ведь Новый год и Рождество отмечают не только в России. В каждой культуре существуют свои, особенные традиции и поверья, которые настолько красивы и интересны, что хочется их перенять. А почему бы и нет?

Сегодня мы попробуем совершить маленький экскурс в католическое Рождество. Адвент-венки, омела, помандеры - может, именно эти проверенные временем «иноземные» символы дадут толчок для разработки концепции собственного оригинального празднования главной ночи года?

В предвкушении праздника…

В католических странах нет Рождественского поста, зато есть период Адвента. Начало его приходится на 4-е воскресенье до Рождества. Для религиозных католиков это время душевного очищения посредством молитв и посещения церкви, усмирения духа путем ограничения себя в пище (тот же отказ от мяса на период Адвента). Однако и для верующих, и для атеистов - это время ожидания праздника, украшения дома и маленьких чудес:

1. Адвент-венок

Один из главных символов Адвента был впервые сделан теологом Иоганном Хинрихом Вихерном для детей бедняков, которых он взял на воспитание. Дети постоянно спрашивали, когда же наступит Рождество, и тогда Вихерн сделал венок из старого деревянного колеса, украсив его 19 красными маленькими свечками и 4 большими белыми. Дети ежедневно зажигали по одной красной свече, а по воскресеньям - по белой. Когда все свечи сгорели - наступило Рождество.

Обычно такой венок делается из еловых ветвей и ставится на большое блюдо или поднос. Хотя можно найти адвент-венки из цветов, елочных шариков, мишуры, нитей… В общем, на любой вкус!

Хотя по традиции белые свечи нужно зажигать по одной в каждое воскресенье Адвента, сейчас из эстетических соображений все 4 свечи горят одновременно: так в само Рождество венок будет выглядеть аккуратнее. Да и зажигают их не только в воскресенье, ведь так приятно сидеть за обеденным столом при свечах.

Адвент-венок можно не только поставить на обеденный стол, но и подвесить над ним на лентах или каркасе. Это еще больше акцентирует внимание на том, что время Адвента и само Рождество - праздник, который следует проводить в кругу семьи.

2. Венок на дверях

Это своеобразное приветствие праздника, знак, что в этом доме гостей ждет теплый прием. Традиционно такой венок делается из веток хвойных деревьев. В него вплетаются красные ленты, он украшается шишками (как искусственными, так и настоящими), остролистом, елочными игрушками и колокольчиками.

Сейчас такие венки пользуются популярностью и в России, ими украшают свой дом в преддверии Нового года. Красиво и празднично!
Кстати, маленькими веночками можно украсить праздничный стол - это смотрится очень стильно!

3. Адвент-календарь

Отсчитывают дни до Рождества и взрослые, и дети, а интереснее всего это делать с адвент-календарем.

Конечно, есть варианты, в которых можно просто зачеркивать цифры, отмечая, что до праздника остается все меньше дней… Но самые популярные адвент-календари - те, в которых каждый день сопровожден небольшим подарком.

Можно сделать адвент-календарь самостоятельно: сшейте его из отреза ткани, настрочив на нее кармашки с числами, или же сделайте его из дерева - с небольшими ящичками под каждую дату. А можно просто натянуть тонкий шпагат или ленту - и прищепками прикрепить маленькие подарочки с наклеенными числами.

Обычно свой адвент-календарь есть у каждого члена семьи. Детям в качестве подарков вкладывают сладости и небольшие игрушки; женщинам - косметику в мини-формате, бижутерию, цветы; мужчинам - зажигалки, брелоки и другие нужные или просто приятные мелочи… Всем можно дарить монетки (и бумажные деньги, конечно, тоже), символы Рождества и конфеты.

Рождественские чудеса и подарки

Рождество - время волшебства. И если взрослые в чудеса практически не верят (удача, фортуна - это все не в счет), то дети всех стран с удовольствием ждут Новый год и Рождество, зная, что в праздник добрый волшебник непременно подарит им то, о чем мечталось…

4. Санта Клаус

Во многих католических странах таким волшебником является Санта Клаус - дедушка с белой бородой и доброй улыбкой, одетый в красный костюм с белой оторочкой. Дети знают, что он ездит на оленях, а помогают ему гномы. Чтобы получить подарок, непременно нужно лечь спать до полуночи - иначе можно спугнуть Санту, который пробирается по печной трубе в дом и кладет сюрприз в специально приготовленный для этого красочный носок.

Кстати, чтобы Санта Клаус знал, что подарить, непременно нужно написать ему письмо. Точно так же, как в России мальчики и девочки пишут (а самые маленькие - рисуют!) свои послания Деду Морозу.

5. Носочки на камине

Да-да, Санта, в отличие от Деда Мороза, не кладет подарки под елку. Он оставляет их в специальных носочках, которые вешаются рядом с рождественским деревом или у камина. Если подарок очень большой, Санта Клаус оставляет его под носочком.

Носочки как покупают, так и шьют самостоятельно. На рождественских ярмарках и распродажах можно найти много интересных моделей, в том числе с именами. Но многие предпочитают покупать «заготовки» рождественских носочков - стандартные красные с белой опушкой по верху - и самостоятельно расшивать их нитками, бисером и бусинами, наклеивать аппликации с именами, снежинками… А еще такие носочки можно связать или даже свалять из шерсти!

А вот подарки, которые дарят друг другу члены семьи, они кладут под елку. Их упаковывают в яркую оберточную бумагу и обязательно вкладывают под ленточку или бант открытку с именем адресата.

Дух Рождества

В традициях празднования католического Рождества есть элементы, близкие и нам. К примеру, та же елка. Основная разница в том, пожалуй, что некоторые из этих символов у нас ассоциируются скорее с Новым годом, чем с Рождеством…

6. Елка

Обычай отмечать Новый год была завезен в Россию Петром I именно из католической страны - из Германии. Оттуда же позаимствовали мы и традицию наряжать новогоднее дерево.

Определенных традиций декора «католической елки» не существует. Все - как у нас: елочные украшения, гирлянды, мишура…
Единственным трендом современного католического можно назвать, пожалуй, живые елки, которые продаются в больших цветочных горшках с комом земли.

Учитывая то, что в той же Германии достаточно мягкий климат, такое деревце можно впоследствии пересадить в открытый грунт. Согласитесь, это куда более гуманно и разумно, чем выбрасывать елку по прошествии новогодних каникул.

7. Помандеры

С каким запахом у нас ассоциируется Новый год и Рождество? Конечно же, с запахом еловых ветвей и… мандаринов! На новогодние праздники мы закупает килограммы этих фруктов - и, кажется, их все равно мало.

Католическое Рождество тоже пахнет цитрусами - только апельсинами, а не мандаринами. А еще корицей, гвоздикой и тмином. Чтобы «удержать» этот запах в течение всех праздничных дней в своем доме, создаются особые рождественские композиции (попурри), частью которых обычно являются помандеры.

Помандер (pomander) - это апельсин, который украшают палочками корицы, звездочками тмина или гвоздикой. Можно «утыкать» его специями так, чтобы было практически не видно цедры, а можно с помощью них «нарисовать» на фрукте звезды, сердечки, причудливые спирали… В общем, проявить всю свою фантазию! Кстати, создавать помандеры можно вместе с детьми - это очень увлекательное занятие.

Попурри традиционно составляют из помандеров, ломтиков апельсина и лимона, специй (тех же самых корицы, гвоздики и тмина), а также еловых веток и шишек. Конечно, со временем запах все равно теряется, но можно или создать новую рождественскую композицию, или воспользоваться ароматическими маслами.
Помандерами можно украсить елку, положить их на новогодний стол или подоконник или подвесить, где душа пожелает.

8. Рождественские предсказания

Наверное, каждый хоть раз загадывал желание в Новый год. Для этого, как мы помним, нужно под бой Курантов написать на бумажке самое сокровенное, сжечь ее над бокалом шампанского так, чтобы весь пепел попал в него, а потом выпить получившееся «зелье». А вдруг сбудется?

В католических странах многие поступают иначе. В рождественские дни выпекается специальное печенье с предсказаниями (внутрь каждого вложено послание) и все домочадцы и гости получают по одному. Главное, конечно - не съесть нагаданное. Такое печенье в Рождество подается в различных кофейнях, кафе, ресторанах.

Если вы хотите испечь печенье для своей семьи, будьте аккуратны при составлении текстов: согласитесь, вряд ли стоит писать что-то из того, что может расстроить человека.

Рождественские растения

К традиционным растениям католического Рождества относится не только елка...

9. Омела

Большинство из нас наверняка видели в фильмах, посвященных Рождеству, моменты с поцелуем под омелой. Мы не могли обойти в своем обзоре эту традицию!

С этим рождественским растением связано много поверий, берущих свое начало еще в древности. К примеру, друиды считали омелу настоящей панацеей от всех болезней и оберегом от злых сил. Во времена средневековья омела использовалась в качестве универсального противоядия…
Откуда пошла традиция целоваться под омелой, спорят до сих пор. Одни утверждают, что начало этому обычаю было положено в Древнем Риме на свадебных церемониях. Другие говорят, что истоки следует искать в скандинавской мифологии: согласно преданиям, враждующие войны, оказавшись под омелой, должны были сложить оружие.

Омелу не только подвешивают к потолку, это растение используют и в рождественском декоре. Необязательно брать настоящее растение - можно изготовить искусственный аналог из бусин и ленточек.

При работе с живой омелой важно помнить, что ее сок может вызывать раздражение. Поэтому следует быть крайне осторожным!

10. Рождественская звезда

Название «рождественское звезда», известное куда больше, чем пуансеттия, говорит само за себя.
Это растение было знакомо еще ацтекам, которые использовали его сок для лечения лихорадки, а прицветники служили естественным красителем. Кстати, первоначально пуансеттия была только с красными прицветниками, гораздо позже селекционеры получили виды с разной цветовой гаммой.

В Европу традиция украшать дом в Рождество и Новый год «рождественской звездой» пришла из Америки, а потом эту своеобразную эстафету переняла и Россия. Однако в католических странах любовь к пуансеттии переросла все мыслимые масштабы - ее прилистниками украшают попурри, рождественские венки, кашпо с растением ставят на видное место и наряжают так же, как традиционное рождественское дерево… Можно даже увидеть необычные елки, собранные из множества «рождественских звезд»!


– религиозный праздник, который в настоящее время стал и государственным. Он связан с рождением Иисуса Христа. Отмечают его по принятию Русской Православной Церкви 7 января.

Праздник Рождества у россиян является одним из любимых праздников. Почему-то принято считать, что в Рождество происходят чудеса и вообще случаются прекрасные и волшебные вещи. К большому сожалению соблюдение традиций уходит в прошлое и сейчас этот праздник празднуют более современно, чем положено. Рассмотрим, как исторически традиционно принято отмечать Рождество в России.

Ночь с 6 на 7 января, которая называется , особая. В эту ночь, группе людей было принято наряжаться и заходить в каждый дом с праздничными, поздравительными песнями и стихами или с предложением отведать кутью. Хозяевам полагалось благодарить ряженых, раньше это были съестные вкусности, сейчас это деньги и конфеты. Вот как в песенном сопровождении, в окружении рождественских атрибутов с двенадцатым боем часов в России принято встречать Рождество.

Атрибуты Рождества в России

Встреча праздника в России сопровождается как веселыми общественными гуляниями, так и неотъемлемыми атрибутами Рождества.

  1. Рождественский венок . Вечнозеленый венок с четырьмя свечками, которые зажигают поочередно и который символизирует свет, что наступит с рождением Христа.
  2. Колокольчики . Атрибут российского Рождества, который символизирует новость о рождении Христа.
  3. Колядки . Торжественные песни, которые поются на празднование Рождества. Народ в России славится как простой и радушный народ, поэтому исполнителям песен обязательно вручались различные дары. Колядки - атрибут Рождества, который был перенят Российским народом от язычников. У язычников считался одним их эффективных методов отпугивания злых духов – громкий шум. Именно с этой целью громко поются песни.
  4. Первый гость . Символ Рождества, который родился среди землевладельцев, живущих в России. Считалось, что если в праздник Рождества женщина первой переступит порог дома, то пшеница даст плохой урожай и хозяйке дома грозят женский болезни в этом году.
  5. Давайте соблюдать традиции и встречать Рождество так же весело, как и наши предки.

В предвкушении праздника…

В католических странах нет Рождественского поста, зато есть период Адвента. Начало его приходится на 4-е воскресенье до Рождества. Для религиозных католиков это время душевного очищения посредством молитв и посещения церкви, усмирения духа путем ограничения себя в пище (тот же отказ от мяса на период Адвента). Однако и для верующих, и для атеистов - это время ожидания праздника, украшения дома и маленьких чудес:

Адвент-венок

Один из главных символов Адвента был впервые сделан теологом Иоганном Хинрихом Вихерном для детей бедняков, которых он взял на воспитание. Дети постоянно спрашивали, когда же наступит Рождество, и тогда Вихерн сделал венок из старого деревянного колеса, украсив его 19 красными маленькими свечками и 4 большими белыми. Дети ежедневно зажигали по одной красной свече, а по воскресеньям - по белой. Когда все свечи сгорели - наступило Рождество.

Обычно такой венок делается из еловых ветвей и ставится на большое блюдо или поднос. Хотя можно найти адвент-венки из цветов, елочных шариков, мишуры, нитей… В общем, на любой вкус!

Хотя по традиции белые свечи нужно зажигать по одной в каждое воскресенье Адвента, сейчас из эстетических соображений все 4 свечи горят одновременно: так в само Рождество венок будет выглядеть аккуратнее. Да и зажигают их не только в воскресенье, ведь так приятно сидеть за обеденным столом при свечах.

Адвент-венок можно не только поставить на обеденный стол, но и подвесить над ним на лентах или каркасе. Это еще больше акцентирует внимание на том, что время Адвента и само Рождество - праздник, который следует проводить в кругу семьи.

Начало января. С каждым днём мы становимся всё ближе ко второму по значимости празднику Православной Церкви – Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.

С этого события начинается великая история спасения человечества от греха и смерти, история его искупления и воссоединения с Богом посредством личности пришедшего в мир Богочеловека.

Именно поэтому Рождество Христово так почитается всеми христианами, что даже само принятое во всём мире летосчисление, сама история, делится этим событием надвое. Есть время “до”, а есть время “после” Рождества Христова.

После грехопадения праотцев их потомки веками испытывали муки от поврежденности собственной природы и оттого, что посредством собственного отрицательного нравственного выбора отдалили себя от Бога, являющегося источником всех благ. Люди жили лишь ожиданием. Ожиданием пришествия в мир Мессии, Искупителя и Примирителя человечества с Богом. И, наконец, Он появился на свет, рождённый непорочной девой Марией.

Вот как об этом великом таинстве начала земного пути Господа повествует апостол и евангелист Матфей: “Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1:18-21).

Особенно важно помнить о значимости пришествия Спасителя в мир сейчас, когда воинствующие секуляристы стараются всячески затенить перед мысленным взором людей роль личности Христа в духовной жизни, истории и культуре человечества. Стараются заменить Рождество Христово просто “Рождеством-непонятно-кого” или, ещё лучше, “праздником” без христианской символики и смыслового наполнения, чтобы разрушить в каждом из нас внутреннюю мировоззренческую систему и спокойно управлять получившемся стадом.

Рождество Спасителя исключительно важно для нас. И об этом, помимо Церкви, свидетельствует сама история мира, сами воспринятые нашим обществом представления о должном и недолжном, даже сама наша культура, насквозь пронизанная христианскими мотивами.

История появления Санта Клауса и Деда Мороза

Пузатый красноносый старик в короткой красной шубе с белой оторочкой, таких же штанах и с чёрным кожаным ремнём поперёк живота, живущий в Лапландии с оленями и эльфами, лазающий в Рождество по печным трубам ради раздачи подарков детям – вот каков современный образ Санта Клауса в западной культуре. (Санта – святой, Клаус – редуцированная форма имени Николай)

Реальный прототип этого фольклорного персонажа святитель Николай Чудотворец выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил.

Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке от Рождества Христова и застал ещё эпоху последних крупных гонений на Церковь от императора Диоклетиана. Однако судьба мучеников за веру миновала Николая и он возглавил местную Церковь, став епископом в городе Миры в Ликии (современная область Анталья).

До рукоположения Николай был достаточно зажиточным человеком, но перед хиротонией употребил всё своё имущество для помощи бедным, преимущественно детям сиротам.

Впоследствии он также много помогал сиротам и неимущим, выделяя на это деньги из собранных христианами средств и тайно по ночам раздавая пожертвования. Христианская добродетель милосердия вообще была свойственна святителю. Однажды, таким образом он спас от бесчестия трёх девиц, закинув в окно их дома три мешочка с деньгами – чтобы у них появилось приданое и они могли достойно выйти замуж.

Позже, на основе этих рассказов, в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая послушным подарки, а непослушных награждая лишь щепоткой соли. Появилось даже народное дополнение к житию, согласно которому святитель, забрасывая мешочек с приданым в дом трёх девиц, попал им в сушившийся над камином (в Малой Азии!) носок и отсюда, якобы, пошла традиция готовить для подарков Санты рождественские носки.

Со временем образ святителя в европейской культуре всё более фольклоризировался и вот к XVII веку в Голландии его уже сопровождает негр – “Чёрный Питер”, который прячет в мешок всех непослушных деток и навсегда уносит с собой, а сам Синтер Клаас начинает несолидно спускаться в дом по печной трубе и, неожиданно, переселяется с юга Турции в Лапландию.

Кроме того, до Реформации Санта раздавал подарки 19 декабря – в день памяти святителя Николая, а после, в период католической реакции, начал делать это заметно позже – в ночь Рождества Христова – 7 января.

К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, сначала приобрёл оленей и свиту из эльфов, а потом и короткую красную шубу, огромное брюхо, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.

Русский Дед Мороз появился, вопреки распространённому мнению, не в 1930-е, заменив собой рождественский образ святого, а много раньше.

В России вообще было не принято вульгаризировать образ святителя и чудотворца Николая, отождествляя его с Сантой. В русской культуре святитель навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали.

Во второй половине XIX века в городах России начинают пытаться заимствовать широко распространённый на западе образ рождественского дарителя, чтобы у детей появилась ещё одна добрая сказка. Дабы неблагоговейно не смешивать его с образом святого Николая, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, освятив и облагородив древнего Деда Трескуна – сурового хозяина зимней стужи.

Обновлённый Дед Мороз выступил однозначно добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской ёлке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной. Непослушных детей он мог назидательно наказать, а послушным дарил подарки и мог покатать в санях на своей тройке.

По-настоящему широкое распространение образ Деда Мороза получил уже в 1910 году, а потом, как раз в 1930-е годы, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, был перенесён большевиками на Новый год. Это было сделано чтобы сместить акценты и оставить форму зимнего семейного праздника, выхолостив из него всё глубокое религиозное и мировоззренческое содержание.

В общем, традиция рождественского дарителя в России так и не прижилась. Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом, а в день Рождества Христова, после богослужения, россияне сами дарят друг другу подарки, прекрасно обходясь без сказочных посредников.

Почему детей приносят именно аисты, а на стол ставят поросёнка?

Одна из европейских рождественских легенд гласит, что младенцу Христу в яслях служили разнообразные животные и птицы. Телёнок грел его своим дыханием, кошка успокаивала мурлыканьем, собака охраняла вход в вертеп. Аист тоже послужил своему Господу, дополнительно утеплив ясли Богомладенца перьями со своей груди.

В благодарность за это Христос нарёк аиста “благословенной птицей и другом всех детей”, наделив почётной обязанностью доставлять их родителям.

В наиболее популярных вариантах легенды аист приносит ребенка, качающегося в пеленке, концы которой держит в клюве, или в корзине, закрепленной на спине. Доставка может быть прямо в руки мамы, либо в печную трубу. Если будущие родители спят, то пернатый почтальон может легонько ущипнуть маму за ногу.

Аисты почитаются как пример образцовой семьи. Согласно той же легенде – это единственные птицы, которые не только никогда не меняют партнёров, всю жизнь оставаясь верными своему выбору, но и заботятся о своих престарелых родителях, поддерживая их в полёте и подкармливая на земле.

Другая легенда, отсылающая нас к Вифлеемским яслям, касается рождественского поросёнка. Согласно преданию, его едят… в наказание за непочтительность.

В “Лете Господнем” писателя Ивана Шмелёва она описывается так: “Велено их есть в Рождество за наказание! Не давала младенцу спать, всё хрюкала. Потому и называется свинья. Он хотел её погладить, а она, свинья, щетинкой Ему ручку уколола”.

Поэтому на Рождество к столу подают именно нежного молочного поросёнка с яблочком в зубах и петрушкой за ушами.

Святые дни и порочность гадания

В ночь с 6 на 7 января (если по светскому календарю) Церковь празднует Рождество Христово. Две недели от Рождества до Крещения Господня называются “Святыми днями” или же “Святками”.

В эти дни принято обмениваться подарками, петь рождественские духовные гимны и особо славить родившегося Христа, посещая друзей и знакомых с колядками. В некоторых местностях устраивают своеобразные рождественские крестные ходы, только со звездой. Когда молодёжная церковная община ходит по домам с хоругвью в виде вифлеемской звезды и совершает небольшие молебны с пением тропаря Рождества Христова.

Многие православные христиане посвящают святки благотворительности, посещая больных или одиноких людей с песнями, подарками и вниманием.

Некоторые люди в святые дни рождественских праздников прибегают к помощи тёмных сил и пытаются выпытать у них, что ждёт их впереди, ведь именно в эти дни гадание считается “более сильным”. Гадание – это распространённое суеверие, оскорбляющее магическими обрядами святые дни, предназначенные для прославления Бога.

Христианину чуждо представление о судьбе – ничто, кроме его ежеминутного волевого выбора, не определяет его будущее. Именно так учит нас Церковь.

Как и почему ель стала рождественским символом?

Ещё в дохристианский период у германских племён ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею германцы украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу.

В VIII веке святой Бонифаций читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял выживание ели как чудо и воскликнул: “Да будет это дерево деревом Христа!”

Позже, уже в средние века, этот символ был ещё более христианизирован. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова.

В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где император Пётр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.

Ошибка Дионисия Малого или как Христос родился позже своего рождения

2015 год. 2016 год. 2017 год от Рождества Христова. Именно так во всём мире мы считаем время сегодня. Эта система летосчисления была предложена римским аббатом скифского происхождения Дионисием Малым в VI веке.

Дионисий был учёным монахом, и оставил после себя множество собственных трудов и переводов древних авторов. В числе прочего он занимался составлением и уточнением Пасхалии, а также вычислением даты рождения Спасителя. Эту работу ему поручил римский папа Иоанн Первый.

В своей работе аббат Дионисий руководствовался Александрийской пасхалией и библейскими сведениями, хронологически ограничивающими дату рождения Христа. Однако он не учёл, что некоторые императоры имели соправителей, царствовали под разными именами и т.п., отчего в его расчёты вкралась ошибка. Они стали противоречить Священному Писанию, где сказано, что Господь родился во времена Ирода Великого, хотя по расчётам Дионисия он умер в 4 году до Рождества Христова.

Византийские и современные исследователи, учитывающие больше количество факторов, относят дату рождения Спасителя к 3, 4 или 5 годам до Рождества Христова по летосчислению Дионисия Малого. Таким образом, будущее Рождество может приходиться не на 2017, а, скажем, на 2020 год от реального рождества Богочеловека.

5 декабря в качестве Дня Рождества впервые появляется в летописи христианского писателя греческого происхождения Секста Юлия Африкана в 221 году. Эта дата совпадала с языческими празднованиями Дня Непобедимого солнца – зимнего солнцестояния.

Саломея, усомнившаяся в девстве Божией Матери

Согласно одному апокрифическому сказанию, Иосиф Обручник привёл к ложу Божией Матери двух повитух. Но они опоздали к рождению младенца и вошли в пещеру, когда мать сама спеленала своего сына в яслях.

Осмотрев Богородицу, одна из повитух, Гелома, заявила, что Она осталась девой, а её подруга Саломея не поверила этому чуду и неблагочестиво высказала своё сомнение. За это, как сообщает Евангелие псевдо-Матфея, она была поражена либо жуткой болью в руке, либо сухорукостью.

Испугавшись, Саломея публично принесла сердечное покаяние, а явившийся после этого ангел сообщил ей о том, что она может быть исцелена: “Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость”.

Как только повитуха прикоснулась к Спасителю, она чудесным образом исцелилась и уверовала в пришествие в мир Мессии.

Рождественский вертеп и вертепный театр

Придите на Рождество в любой храм Русской Православной Церкви. Что вы увидите рядом с храмом? Правильно! Рождественский вертеп, символизирующий пещеру, где родился Спаситель мира.

В этой пещере очень часто будут стоять ясли с символическим младенцем, а также фигуры Божией Матери, Иосифа Обручника, пастухов и животных. Она будет украшена еловыми ветками, гирляндами и рождественской звездой.

Этой традиции пошёл без малого третий век. В XVII столетии в Россию из Европы проник вертепный кукольный театр, устроители которого в форме красочного представления рассказывали детям на ярмарках и площадях о евангельских событиях рождения Спасителя, поклонения волхвов, избиения младенцев Иродом и бегстве Святого семейства в Египет.

Храм Христа Спасителя

Как связан главный храм Русской Православной Церкви с Рождеством Христовым? Очень просто. Этот храм посвящён именно Рождеству Христову и, одновременно с этим, является огромным памятником героям Отечественной войны 1812 года.

После успешного выдворения неприятеля за границы нашей страны, император Александр I повелел в этот день праздновать избавление Отечества “от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык” – т.е. армии Наполеона, включавшей в себя французскую армию и полки 12-ти государств.

Дом хлеба

В притчах Спаситель иногда говорит о хлебе. Два чудесных насыщения народа Господь произвёл ничем иным, как хлебами. Таинство Причащения было установлено Христом через преломление хлебов. Наконец, в данной Им молитве “Отче наш” мы призываем Бога дать нам повседневный хлеб.

В другом месте в Евангелии от Иоанна Господь прямо сообщает евреям о себе: “Я хлеб живой, сшедший с небес (Ин, 6:51)” . И это неспроста, потому что “Вифлеем” переводится с древнееврейского как “Дом хлеба”(Бейт – дом, лехем – хлеб).

Рождественские открытки

В 1843 году сэр Генри Коул отправил из Лондона первую в истории рождественскую открытку. Эскиз для нее нарисовал знакомый Коулу художник Джон Герсли. Всего была отпечатана тысяча экземпляров. Однако целой тысячи адресатов у Коула и Герсли не нашлось, и излишки тиража были пущены в продажу.

Поначалу, новшество было встречено обществом прохладно. Настоящий бум на подобные открытки начался лишь двадцать лет спустя, когда полиграфия подешевела, а почтовая система была усовершенствована. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он организовал в США общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки.

Со временем, рождественские открытки распространились по всему миру и сегодня каждый из нас дарит их друзьям и знакомым.

Сочельник и сочиво

Рождественский сочельник, день перед рождественской ночью, является кульминацией предпраздничного поста и наиболее строгой его частью. В сочельник принято полностью воздерживаться от пищи, вкусить которую можно лишь с появлением первой звезды.

Есть в этот вечер принято сочиво, отчего, собственно, и происходит название “Сочельник”. Сочиво – это особое блюдо из размоченного в воде и меду зерен с орехами, а также изюмом и другими фруктами.

Есть сочиво принято в подражание посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8).

Легенда о четвёртом волхве

Три восточных мудреца пришли поклониться Спасителю, рождённому в маленьком иудейском городке – Вифлееме. Волхвы были наимудрейшими и образованнейшими мужами своего времени. По преданию их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Они принесли младенцу Иисусу символические дары: золото – как царю, миро – как человеку и ладан – как Богу и поклонились Ему от лица всех мудрых людей Земли.

Три – библейское число полноты. Однако, существует легенда о том, что волхвов было не трое, а четверо. Последнего из них звали Артабаном. И он не смог поклониться Спасителю словом, потому что всю дорогу к Нему служил его земным чадам делами.

Артабан был очень богатым вельможей и продал всё своё имущество ради того, чтобы поехать в Палестину и подарить Христу три прекрасных драгоценных камня.

Путь его лежал через лес, где мудрец встретил тяжело больного еврея. Рассудив, что Богу нужно служить любовью, Артабан употребил один камень на лечение и содержание в гостинице встреченного путника. Он лично ухаживал за больным, пока тот не выздоровел и опоздал в Вифлеем.

Когда волхв прибыл к месту рождения Мессии, воины Ирода Великого как раз убивали по приказу своего царя вифлеемских младенцев. Ради того, чтобы спасти хоть одного ребёнка – в доме, где он остановился, Артабан отдал начальнику отряда воинов второй из даров, приготовленных Господу.

Позже он много лет следовал за Спасителем, всюду помогая людям, пока наконец не увидел его через 30 лет, уже идущим на Голгофу. Здесь он спас от бесчестья девушку, употребив на уплату долгов её отца последнюю из своих драгоценностей.

Во время землетрясения, после крестной смерти Господа, Артабан был поражён упавшим со стены дома камнем и умер. Но перед смертью ему явился Христос, приветствовавший его евангельскими словами: “Истинно, истинно говорю тебе: все, что ты сделал одному из меньших братий, сделал Мне” и объявил о том, что дары мудреца были приняты Им.

Православие.фм и лично автор поздравляют всех наших читателей с Новым годом и грядущим за ним празднованием Рождества Господа нашего Иисуса Христа! Желаем вам в новом году Божьей помощи, маленьких чудес для ваших душ, здоровья, семейного тепла и счастья!

Вконтакте

Рождество Христово – второй по значению христианский праздник, особо почитаемый в России. К нему тщательно готовятся, украшают комнату рождественскими игрушками. За многие годы у православных россиян сложились определенные традиции и обычаи, которых нужно придерживаться в этот день. Особое значение имеют и символы Рождества Христова.

История праздника

Официальное празднование Рождества Христова началось в X веке, с момента крещения князя Владимира. Возможно, что отдельные христианские общины и раньше отмечали этот праздник, но документального подтверждения этому нет.

В начале XVIII в. в России при праздновании Рождества уже успели сформироваться некоторые традиции и обычаи. После всенощных бдений и утренней литургии на главных площадях городов устраивались массовые гуляния. У соседней Польши была позаимствована традиция показывать вертепный театр. При помощи кукол в специальном ящике-вертепе разыгрывали спектакль о рождении Христа в пещере. Так же показывались и другие сюжеты из жития святых. Немного позднее в домах и на улицах стали ставить рождественские елки и появился Дед Мороз.

В 20-х годах XX в. православие оказалось под запретом и празднования Рождества Христова отменили, но в календарях церковная дата была отмечена праздничным днем, и работающему населению давался выходной. С 1929 года 7 января стал считаться обычным рабочим днем.

Все традиции, которые считались рождественскими, стали считать новогодними. С 1935 года советская власть официально разрешила ставить елку и приглашать Деда Мороза, считая это новой новогодней традицией.

Возврат празднования Рождества Христова на государственном уровне произошел в 1991 году. В конце 1990 года правительство объявило 7 января выходным днем. Сейчас Рождество входит в «новогодние каникулы» россиян и традиции празднования постепенно возвращаются. В храмах России проводятся всенощные бдения и божественные литургии, которые собирают большое количество христиан. Прямые трансляции из главного храма страны показываются на центральных телевизионных каналах.

Символы Рождества

Современные символы Нового года пришли к нам из старых рождественских традиций. Нарядная елка и дед Мороз в прошлые столетия были символами Рождества Христова. Сейчас об этом стали забывать, и даже не все православные христиане знают их удивительную и необычную историю.

Рождественская елка

Рождественская елка стала символом Рождества в России только в XVIII. Считается, что традиция ставить зеленое дерево в дома пошла из истории о рождении Спасителя. Когда Иисус Христос появился на свет, и родители прятали младенца от царя Ирода, они нарубили еловых веток и закрыли вход в пещеру. В память об этом на Рождество Христово дома стали украшать нарядными елками.

В качестве рождественской елки выбирают такое хвойное дерево, как ель, сосна или пихта. Лесную красавицу украшают гирляндами, игрушками, конфетами. Раньше для иллюминации ели использовались свечи, теперь вешают разноцветные электрические гирлянды. Сейчас стало популярным заменять натуральное дерево искусственной имитацией.

Ангелочки и колокольчики


Ангелочки стали символом Рождества не случайно. При рождении Иисуса Христа на землю спустился ангел и оповестил пастухов о рождении Спасителя. Следом снизошло божественное воинство ангелов и поприветствовало новоявленного Христа торжественной песнью.

Рождественские колокольчики пришли к нам из зимних языческих традиций. Люди верили, что их звон отпугивает злых духов. Колокольчиками и ангелочками наряжают рождественскую елку. Считается, что они в совокупности прославляют рождение Христа и оберегают дом от нечисти.

Вифлеемская звезда

Красная звезда венчает макушку рождественской ели не случайно. Некоторые считают данный атрибут символом советской власти, но это совсем не так.

Традиция украшения ели звездой берет свое начало из истории рождения Христа. Когда святой младенец появился на свет, над пещерой на небе появилась новая звезда, которая светила ярче других. В честь города, в котором произошло чудесное событие, светило назвали Вифлеемской звездой. С тех пор она считается символом Рождества. При строительстве первых церквей купола также украшали звездой, символизирующей появление на свет Спасителя.

Вертеп


Традиция показывать вертепный театр появились в России в XVIII веке. Она была позаимствована у поляков. Для христиан в специальном ящике-вертепе при помощи кукол разыгрывался спектакль, изображающий самые известные сцены из Святого Писания. Самой популярной была история рождения Христа. Вертепное представление обычно состояло из двух частей. В первой показывали известную сцену из жития святых, во второй зрителям предлагалось посмотреть интермедию о жизни обычных людей. В конце представления кукольный персонаж обходил зрителей и собирал монетки.

Кроме вертепных театров к Рождеству изготавливались вертепные скульптуры с изображением библейских сюжетов. Также они могли состоять из персонажей, которые присутствовали в истории о рождении Христа: волк и осел, согревшие своим теплом младенца, пастухи и овцы, волхвы и ангелы. В последние годы популярность вертепных композиций в России постепенно возрастает.

Свечи

Рождественские свечи символизируют Свет всего мира, подчеркивая значение Христа в православии. Свеча является символом победы света над тьмой, озаряет и освещает путь человека, внося ясность и понимание жизни. Рождественскую елку изначально украшали одними свечами.

Рождественский стол

В православии рождественскому столу придается большое значение. В Сочельник накануне Рождества за вечерней трапезой должна собраться вся семья. По правилам поста садиться за ужин нужно после того, как на небе появится первая звезда. На столе должно быть 12 постных блюд. Это число пошло от 12 апостолов, присутствовавших на тайной вечерне. Предрождественская трапеза называется богатой вечерней. На столе должны быть блюда без добавления продуктов животного происхождения: кутья, вареники с картошкой, постный борщ, голубцы с овощами, винегрет, пирожки с капустой, картошкой или грабами. Также можно подать жареную рыбу и домашние соления. В качестве напитка подается узвар. Трапезу начинают с традиционной кутьи.


7 января пост заканчивается, и хозяйки балуют свою семью мясными блюдами. Во многих семьях является традиционным рождественский гусь с яблоками. На Руси было принято готовить много блюд из свинины. Жарили мясо, варили студень, запекали целого поросенка или свиную голову, делали заливное. Баранина готовилась большими кусками, рыбу и мелкую дичь запекали полностью. Такое обилие больших кусков на столе объясняется особенностями русской печи, в которой можно с легкостью приготовить тушку приличного размера.

В горшках варили кашу с кусками мяса или субпродуктами. Готовили открытые и закрытые пироги с различными начинками, запеканки, блины. В былые времена сладкими блюдами рождественский стол не изобиловал. В основном это были пряники, мед, пастила, печеный хворост. Из напитков предпочтение отдавали киселям, компоту, сбитню.

Традиции на Рождество

  • Древний обычай колядования на Рождество сохранился и по сей день. В ночь перед праздником ряженые ходят по домам, поют песни-колядки. Хозяева должны угостить их какой-нибудь пищей. В наше время дают сладости или деньги. Если хозяева не откроют ряженым дверь или откажут в угощении, то это считается дурным знаком, навлекающим на дом и семью несчастья.
  • На Руси к празднованию Рождества Христова хозяева убирались в доме, стелили чистые скатерти. Перед праздником вся семья должна была сходить в баню. В праздничный день все одевали новую одежду. На рождественский ужин считалось хорошим тоном пригласить одинокого знакомого человека или просто проходящего мимо дома путника. Остатки пищи после ужина относили за околицу, таким образом «задабривая» волков, желающих полакомиться домашним скотом.
  • Молодые девушки на Рождество любят гадать на суженого, хотя православная вера считает это занятие кощунством. Некоторые хозяйки верят, что в этот день души усопших родственников приходят проведать свою семью и ставят на стол несколько лишних приборов.


В современной России стали возобновляться традиции празднования Рождества, хотя многие россияне не придают значения этой дате. Для православной церкви Рождество является великим праздником, который отмечается с особой торжественностью. В главном храме страны наряду с другими церквями проходят праздничные богослужения, которые христиане могут увидеть в прямом эфире по телевидению.